Сегодня 20.11.2017

 Телеф.:

 (351) 777-06-26
 (351) 266-62-66

 Адрес:

454091,Челябинск, 
 а/я 13063

E-mail:

 info@svcons.ru

Обновление 28.01.2014


Главная


Форум


Обзоры


Новости


Библиотека


Статьи


Вся связь Челябинска


Сертификаты


Отзывы


Ссылки

Неприкосновенность частной жизни под угрозой?

Неприкосновенность частной жизни под угрозой?

Анна Капустина

Потребителям информационных услуг предлагается заманчивый сервис: определение местонахождения человека, являющегося абонентом мобильных GSM-сетей, и отслеживание его передвижений по номеру мобильного телефона, а также перехват смс-сообщений. Реклама смс-перехватчиков распространяется по телевизионным каналам, а услуги по пеленгации предлагают в спам-рассылках по адресам электронной почты пользователей Интернета.

Сразу оговоримся, что в данной статье речь пойдет не о технической составляющей, а о сути и правовых аспектах самой возможности оказания и потребления подобного рода услуг.

Перед нашим вниманием букет нерешенных юридических вопросов. Во-первых, характер подобного рода услуг явно нарушает право на неприкосновенность частной жизни граждан, во-вторых, рекламируются услуги с нарушениями законодательства о рекламе и защите прав потребителей, и, наконец, услуги предоставляются субъектами, не имеющими правомочий осуществлять подобного рода деятельность, поскольку в действующем российском законодательстве нет специальных норм, разрешающих или запрещающих подобную деятельность.

Право на неприкосновенность частной жизни гарантируется 23 статьей Конституции РФ и иным законодательством. Согласно статье 137 УК РФ к нарушению неприкосновенности частной жизни относится «незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия… если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности и причинили вред правам и законным интересам граждан».

В статья 138 УК РФ «Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений» в пункте 2 предусматривает ответственность за то же деяние, «совершенное лицом с использованием своего служебного положения или специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации». К квалифицирующему обстоятельству законодатель относит использование технических средств, предназначенных для негласного получения информации [Комментарий к Уголовному кодексу РФ/ Под общ. ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева – М.: Изд-во НОРМА, 2001. с. 315]

Сведения о местонахождении и передвижениях лица, абонента мобильной сети, являются информацией, поэтому организация, которая получает подобного рода информацию и предоставляет ее заинтересованным лицам, а также потребители такой услуги нарушают п. 2 статьи 138 УК РФ.

Однако возникает новый вопрос, кого привлекать по данной статье: потребителя данной услуги или руководство «производителя услуг»? Данная деятельность осуществляется нелегально и службы, предлагающие подобного рода услуги, даже если имеют свой сайт в Интернете, не предоставляют сведений ни о своей организационно-правовой форме, ни реквизитов, ни контактной информации. Хотя в соответствии со статьей 8 ФЗ «О рекламе» обязаны это делать: «в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя».

Доказать документально факт пользования подобными услугами тоже практически невозможно.

Отслеживание местонахождения гражданина, осуществляемое другим гражданином или организацией, специально не уполномоченной для этого, нарушает личные права того, за кем следят. Обратимся к вопросу, кто обладает полномочиями следить за гражданами? В отечественном законодательстве действуют федеральные законы «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» от 12.08.1995 № 144-ФЗ и «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11.03.1992 г. № 2487-1.

Так, в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» в статье 1 оперативно-розыскная деятельность определяется как «вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее - органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств».

В статье 2 данного закона определяются задачи оперативно-розыскной деятельности: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации; установление имущества, подлежащего конфискации. А в статье 13. находится перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. В данной статье также сказано, что «перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом».

В Федеральном законе «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» в статье 1 частная детективная и охранная деятельность определяется как «оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов».

В данной статье также содержатся важные положения о правовом статусе лиц, занимающихся этой деятельностью: «На граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется.Граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания».

В статье 3 закона «Виды частной детективной и охранной деятельности» сказано, что «Физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, индивидуального частного детективного предприятия или объединения, частного охранника или частного охранного предприятия либо охранно-сыскного подразделения, запрещается оказывать услуги, перечисленные в настоящей статье». Таким образом, круг субъектов, наделенных полномочиями осуществлять слежку за перемещениями граждан, а равно и основания для подобного рода деятельности определены законом. Поэтому службы, предлагающие услуги по отслеживанию владельцев мобильных телефонов по заказу любого желающего, действуют противозаконно, нарушая не только права граждан на неприкосновенность частной жизни, но и законодательство в целом.

Обратимся теперь к конечным результатам предлагаемых услуг. Технической стороне обсуждаемого вопроса было посвящено немало публикаций, поэтому выделим лишь главный тезис, на который обращают внимание специалисты. В большинстве случаев услуги по перехвату смс-сообщений и определению местонахождения абонентов, если они не предоставляются самими сотовыми операторами, в реальности оказываются «мыльным пузырем» и просто направлены на «отъем» денег у любопытных граждан. Таким образом, потребитель не получает того, что ему предлагает рекламное сообщение и за что он заплатил деньги. Следовательно, службы, предлагающие подобного рода услуги, распространяют недостоверную и ненадлежащую рекламу. Ненадлежащей является реклама, несоответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (п.4 ст.3 ФЗ «О рекламе»).

В соответствии с законом о рекламе положения этого документа, относящиеся к изготовителю товара, распространяются также на лиц, выполняющих работы или оказывающих услуги (п.3 ст.2 ФЗ «О рекламе»). В соответствии со статьей 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения, в том числе «о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара» (пп.2 п.3 ст. 5 ФЗ «О рекламе»).

Кроме того, согласно п.4 ст. 5 ФЗ «О рекламе» реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий. Рекламирование же услуг смс-перехватчиков и пеленгаторов как раз призывает к нарушению неприкосновенности частной жизни.

Наконец данная деятельность нарушает права потребителей. Согласно ст. 4 пп.1-2 ФЗ «О защите прав потребителей» продавец ( исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. А при отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

Потребитель также имеет право получить необходимую и достоверную информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о реализуемых им товарах (работах, услугах) (ст. 8 ФЗ «О защите прав потребителей»).

И последний вопрос, стоит ли вообще обращать столь пристальное внимание к подобного рода услугам и тем более серьезно к ним относиться? Ведь воспользоваться заманчивым предложением и поиграть в сыщика – дело добровольное. И пока еще безобидное. Однако смс-перехваты и пеленгация предлагаются не только в Интернете. Многие телевизионные каналы круглосуточно распространяют рекламу подобных услуг. Таким образом, в сознание населения внедряется идея о том, что следить за ближним своим – дело увлекательное, безнаказанное и абсолютно нормальное. В перспективе, массовое нарушение права на неприкосновенность частной жизни. И к тому моменту, когда развитие технологий действительно позволит получать искомые результаты, а не иллюзию, большинству будет сложно остановиться.

Опубликовано:

Журнал «Законодательство и практика масс-медиа»

Выпуск 1 (январь 2010г.)

 

 

 

| Главная | Форум | Обзоры | Новости | Библиотека | Статьи | Вся связь Челябинска | Сертификаты | Отзывы | Ссылки |