Сегодня 20.11.2017

 Телеф.:

 (351) 777-06-26
 (351) 266-62-66

 Адрес:

454091,Челябинск, 
 а/я 13063

E-mail:

 info@svcons.ru

Обновление 28.01.2014


Главная


Форум


Обзоры


Новости


Библиотека


Статьи


Вся связь Челябинска


Сертификаты


Отзывы


Ссылки


Обзоры
 

Обзоры Бюро "Связьконсульт", представленные для всеобщего обозрения.

Актуальные обзоры ежемесячно рассылаются Бюро своим абонентам.

Предложение о представлении упомянутых в обзорах документов действительно также только для абонентов Бюро.


год\мес 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001                     + +
2002 +   + + + + + + + + + +
2003 + + + + + + + + +

+
2004   +     + + + + + +
2005   + + + + + + + + +
2006 + + + + +   + + + +   +
2007 + + + + + + + + + +
2008 + + + + +         +
2009 + + +     + +   + + +
2010 +   + +   +     + +    
2011 + +  + + + + + + + +
2012 + + + + + +  
2013 +  + + + + + + + +
2014 +  + + + + + + + +
2015 обзоры за 2015-2016 по запросу info@svcons.ru

СВЯЗЬКОНСУЛЬТ

информационный обзор

июнь 2014 года

Резерв универсального обслуживания (не прячьте Ваши денежки…).

Гарантированный платеж за пропуск трафика, платить или одно из двух.

Все как на ладони, сведения об абонентах будут доступны органам.

Как расторгнуть договор с каналом.

Плата за выдачу технических условий на использование сооружений РТК.

Резерв универсального обслуживания

(Не прячьте Ваши денежки…)

Оставим за границей нашего обзора вопросы справедливости самих сборов в резерв универсального обслуживания, и то куда деваются деньги. Замысел был прост – собрать деньги с одних операторов чтобы отдать другим для развития таксофонной телефонной связи и пунктов коллективного доступа в Интернет в отдаленных уголках страны. По жизни ясно только одно, то что операторы обязаны информировать Россвязь и базе отчислений и перечислять туда 1,2% от доходов, полученных от оказания услуг связи в сети связи общего пользования, за вычетом НДС (ст.60 ФЗ О связи).

П.5 ст.60 ФЗ О связи: Операторы сети связи общего пользования не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, обязаны осуществлять обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания. Отсчет кварталов ведется с начала календарного года.

Представление сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания в порядке и по форме, которые установлены федеральным органом исполнительной власти в области связи (п.10 условий лицензий, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 87 от 18.02.2005).

Оператор связи, оказывающий услуги связи в сети связи общего пользования (далее - оператор связи), ежеквартально, не позднее 30 дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, представляет в Федеральное агентство связи сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания (п.1. Порядка предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания (далее – РУО), утв. приказом Минкомсвязи РФ от 16 сентября 2008 г. N 41).

В общем, оператор обязан до 30го числа следующего за кварталом отправить отчет о базе расчета и перечислить в Россвязь деньги. Такова обязанность.

За не исполнение обязанности возникает ответственность. Их две. Первая – административная (штраф) за нарушение обязанности, предусмотренной лицензией и законом. Вторая – гражданско-правовая обязанность выплатить деньги с процентами за просрочку.

Непосредственной административной ответственности за неоплату в резерв универсального обслуживания в КоАП РФ нет. Штраф на неоплату может быть наложен только в том случае, если Роскомнадзор выдаст предписание, обязывающее соблюдать требования п.5 ст.60 ФЗ О связи, а оператор это предписание проигнорирует. Штраф за неисполнение предписания составляет для должностных лиц 1- 2 тыс.руб. или дисквалификация, а для юридических лиц – 10-20 тыс.руб. (п.1 ст.19.5 КоАП РФ).

Ответственность за невыполнение условий лицензии об обязанности направлять сведения в Россвязь возникает без предупреждений и предписаний сразу и также в виде штрафа (ст.14.4 КоАП). О размерах – чуть позже.

На практике очень часто неисполнение обязанностей направлять сведения и платить в РУО носят длительный характер. И здесь возникает вопрос о сроке давности привлечения к ответственности. Общеизвестно, что если срок привлечения к ответственности, установленный законом, истек, то наложение взыскания становится невозможным даже при наличии вины.

Нарушение срока направления отчетности в Россвязь возникает на 31 день по окончании квартала. Именно с этого дня оператор может быть привлечен к ответственности по п.3 ст.14.1. КоАП.

П.3 ст.14.1 КоАП: Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

При этом может быть привлечено к ответственности и должностное лицо (сам директор или уполномоченное им лицо) и само юридическое лицо, одновременно.

Но вот срок привлечения к ответственности строго ограничен. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения (ст.4.5 КоАП). В соответствии со п.1 ст.23.1 КоАП дела по ст.14.1 рассматриваются судами.

Таким образом, срок привлечения к ответственности по ст.14.1 составляет 3 месяца.

Это означает, что только в течение 3 месяцев, с даты возникновения нарушения срока направления сведений, виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности. Иными словами штраф может быть наложен только за последний квартал.

Теперь о самих отчислениях.

П.2 ст.60 ФЗ О связи: Базой расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, за исключением сумм налогов, предъявленных оператором сети связи общего пользования абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Доходы определяются в установленном в Российской Федерации порядке ведения бухгалтерского учета.

Порядок и форма направления отчетности установлена приказом Минкомсвязи РФ от 16 сентября 2008 г. N 41.

Приказ Минкомсвязи предусматривает включение в базу отчислений доходы от:

- услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа

- услуг междугородной и международной телефонной связи

- услуг внутризоновой телефонной связи

- услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов

- услуг телефонной связи с использованием средств коллективного доступа

- услуг телеграфной связи

- услуг связи персонального радиовызова

- услуг подвижной радиосвязи в сети связи общего пользования

- услуг подвижной радиотелефонной связи

- услуг подвижной спутниковой радиосвязи

- услуг связи по предоставлению каналов связи пользователям

- услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации

- услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации

- телематических услуг связи

- услуг связи для целей кабельного вещания

- услуг связи для целей эфирного вещания

- услуг связи для целей проводного радиовещания

Доходы от указанных услуг, за вычетом налогов (НДС), суммируются и умножаются на ставку отчислений (1,2%). Полученная в результате сумма не позднее 30 дней следующих за прошедшим кварталом должна быть перечислена на счет Россвязи. Реквизиты указаны на сайте Россвязи - http://www.rossvyaz.ru/activity/uus/p166/p196/.

Интересно, что в форме направления отчетности о базе отчисления в резерв универсального обслуживания содержится много других сведений, не относящихся к услугам связи. Зачем Россвязь хочет получить эти сведения – загадка.

Итак, если сумма, подлежащая перечислению в резерв универсального обслуживания, посчитана, то ее надлежит перечислить. В случае неполучения денег Россвязь может взыскать их в исковом порядке через суд.

Последовательность в общем проста. Роскомнадзор через штрафы заставляет оператора сообщить в Россвязь сколько он должен. А Россвязь через суд взыскивает.

Если оператор не направлял отчетность в Россвязь длительное время или вообще никогда, то подача иска несколько затруднительна, так как не известно сколько нужно взыскивать. Но это не является тупиком, Россвязь может получить сведения через суд. Но все же это несколько сложнее.

А вот если оператор под давлением Роскомнадзора направит отчеты за все прошлые периоды, то судебное взыскание существенно упрощается.

Заметим одну особенность. Роскомнадзор под угрозой штрафа может обязать оператора направить отчетность только за последний прошедший квартал. А вот Россвязь может взыскать сумму за значительно больший период, который ограничен лишь 3 годами срока исковой давности.

Тут немного оговоримся. Вопрос о 3-х годах срока исковой давности пока не разрешен окончательно. Дело в том, что в законе о связи срок давности не установлен. Применять срок давности из Налогового кодекса невозможно, так как платежи в РУО не относятся к налоговым платежам (п.1 ст.60 ФЗ О связи). А применение срока давности из Гражданского кодекса возможно только по аналогии, так как ГК РФ в силу п.3 ст.2 нормы гражданского кодекса не применяются к имущественным отношениям, основанным на властном подчинении. Опять же есть вопрос, а являются ли отношения Россвязи и операторов властными? В общем, вопросов больше чем ответов…

В общем, есть над чем подумать…

Гарантированный платеж за пропуск трафика, платить или одно из двух

К неожиданности всех операторов ОАО «Ростелеком» в одностороннем порядке ввело для операторов присоединенных сетей связи обязательный гарантированный платеж за услуги по пропуску трафика местных телефонных сетей.

В некоторых случаях расходы операторов от введения таких платежей выросли бы в десятки раз. А потому интерес операторов телефонной связи к этой теме очевиден.

Сразу оговорим случай для вновь присоединяемых сетей связи. В таком случае «отвертеться» от гарантированного платежа не удастся.

П.17 Постановления Правительства РФ от 19.10.2005 № 627 «О государственном регулировании цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования» предусматривает право «существенных» операторов связи «устанавливать объем услуг по пропуску трафика (но не более 1000 минут в месяц на одну точку присоединения, обеспечивающую возможность установления одновременно одного соединения), подлежащий гарантированной оплате потребителем услуг по пропуску трафика, если объем оказанных услуг в расчетном периоде меньше установленной величины. Оплата установленного объема услуг по пропуску трафика для сети местной телефонной связи осуществляется по цене, установленной в отношении услуги местного завершения вызова на смежном узле связи».

Если же оператор является действующим и договор о присоединении и пропуске трафика не содержит этого супер-условия, то появляется возможность возразить.

Внесение изменений в договор должно быть согласовано обеими сторонами. Гражданский кодекс предусматривает возможность одностороннего изменения договора, если это предусмотрено законом или самим договором (ст.450 ГК). Возможно одностороннее изменение в связи с существенным изменением обстоятельств (ст.451 ГК). Но это не тот случай.

Ростелеком может потребовать изменения договора в судебном порядке, предварительно обратившись и получив отказ от присоединенного оператора, или если не будет получен ответ от оператора (ст.452 ГК). Но исход судебного иска для Ростелекома скорее всего будет неблагоприятным, по причинам, указанным выше.

Это в теории. А на практике оператора начали получать от Ростелекома счета, включающие плату за гарантированный трафик. Возникает резонный вопрос, что делать?

Заметим, что содержание счета не имеет особого значения для правоотношений. Получение счета не означает принятие новых условий расчетов. А вот акты и тем более договор в новой редакции или изменения подписывать никак нельзя.

В случае получения актов и измененных договоров нужно обязательно направить ответ с отказом принимать новые условия оплаты. И нужно обязательно убедиться, что возражения дошли до адресата.

Есть и еще один способ, назовем его «психическим». Правоотношения между Ростелекомом и оператором являются по закону равноправными. Услуги по пропуску трафика являются взаимными. Ростелеком оказывает услуги по пропуску трафика от/к абонентов(там) оператора в/из сеть(и) общего пользования. Оператор оказывает услуги по пропуску трафика Ростелекому. А это означает, что оператор также может установить условие оплаты, исходя из гарантированного трафика. Можно даже счет соответствующий направить в адрес Ростелекома.

Если предположить, что обе стороны установят оплату за гарантированный трафик, то реальный платеж при обычных условиях будет в пользу Ростелекома. Дело в том, что Ростелекому Правительство позволило применять тариф для завершения вызова на смежном узле, а оператору придется применять тариф для завершения вызова на узле. Однако величина платежей Ростелекому если и увеличится то на проценты, не в десятки раз.

«Психический» вариант будет полезен также и «новым» операторам, а также тем «старым» операторам, которые по невнимательности «подмахнули» договор с Ростелекомом в новой редакции.

Все как на ладони, сведения об абонентах будут доступны органам

Роскомнадзор и ФСБ подготовили проекты подзаконных актов, разъясняющие, какую информацию должны будут хранить интернет-компании о своих пользователях и какие сайты будут обязаны регистрироваться в Роскомнадзоре, а какие — нет. Еще один документ регламентирует порядок хранения информации интернет-компании.

1 августа, в России начнет действовать так называемый антитеррористический пакет поправок в законодательство. Сейчас по закону компании обязаны предоставлять данные о личности пользователя и его активности в сети только по решению суда. Но прокуратура довольно часто напрямую обращается с подобными запросами к сервисам — и часть компаний на них отвечает. Новые нормы обязывают интернет-компании в течение полугода хранить данные о своих пользователях и по первому требованию передавать их уполномоченным органам, которые ведут оперативно-разыскную деятельность.

Чтобы полиция и спецслужбы знали, у кого запрашивать данные, компаниям, которые предоставляют пользователям возможность обмениваться информацией, нужно уведомлять о начале своей работы Роскомнадзор.

Какую именно информацию хочет получать государство от интернет-компаний, впервые расписано в регламенте ФСБ. Из документа следует, что правоохранительным органам нужна практически вся информация о действиях пользователя в сети. Это идентификатор пользователя (логин), все адреса электронной почты (как основной, так и той, что используется для переадресации), список всех его контактов, категории контактов (друзья, подписчики), количество и объем полученных и переданных пользователем сообщений, все изменения в аккаунте и попытки его удаления.

Делиться со спецслужбами надо будет и данными о том, когда и какие именно страницы соцсетей, интернет-форумов, блогхостингов посещают пользователи. Государство интересуют даже названия устройств, с которых выходит в интернет пользователь, и какие программы и DNS-серверы при этом использует. Спецслужбы решили, что также им необходим доступ к данным о платных услугах, которые пользователи приобретают у интернет-компаний, включая сумму и название платежной системы. На продажу товаров через интернет эта норма не распространяется.

Но самое главное — компании не обязаны хранить и делиться содержанием переписки, постов, комментариев и других сообщений пользователя.

В регламенте описывается ситуация, в которой интернет-компания может избежать необходимости хранить данные, но тогда она будет обязана предоставить спецслужбам полный доступ к своему сервису на постоянной основе. Получается, что в таком случае правоохранители должны сами собирать и хранить данные за последние шесть месяцев.

Читайте подробнее: http://www.vedomosti.ru/companies/news/27285971/runet-pod-lupoj#ixzz33emdrDU1

Как расторгнуть договор с каналом

Обращение нашего абонента, оказывающего услуги связи для целей кабельного телевизионного вещания, побудило нас остановиться на теме расторжения договорных отношений операторов с вещателями. Проблема в том, что когда абоненты утрачивают интерес к конкретному каналу, оператор пытается от него избавиться. Для этого оператор пытается расторгнуть договор с каналом. А владелец канала естественно с этим не согласен. И вот уже возник спор.

Напомним, что оператор связи осуществляет трансляцию каналов, владельцами которых являются вещатели.

С российскими каналами все просто. Между вещателем, который имеет лицензию на ТВ вещание, и оператором заключается договор. Права и обязанности обоих прописаны в Правилах оказания услуг связи для телевизионного и (или) радиовещания, утв. Постановлением Правительств РФ от 22.12.2006 № 785.

А вот с иностранными владельцами каналов всегда были проблемы. Они всегда отказывались выполнять требования российских законов и получать лицензии на вещание. В начале 2-тысячных годов Связьнадзор еще пытался с ними бороться. Но потом остыл и довольствовался том, что иностранные каналы стали заключать с операторами лицензионные договоры.

Если почитать 4 часть ГК, станет ясным, что лицензионный договор дает право использовать интеллектуальный продукт, но проблемы с лицензированием вещательной деятельности. В принципе, имея с владельцем канала лицензионный договор, оператор должен был бы сам получать лицензию на вещание. Это в принципе.

А на деле. На деле лицензионные договоры фактически всегда содержат условия взаимодействия именно вещателя с оператором, то есть условия договора оказания услуг.

Короче, исторически лицензионные договоры появились, чтобы отделаться от требований российского законодательства, а со временем они впитали условия оказания услуг. Это делает такие договоры смешанными.

То, что договор назван лицензионным не делает его таковым полностью. Это смешанный договор, по которому предоставляются интеллектуальные права и предоставляются услуги.

Договор об оказании услуг может быть расторгнут в любой момент по инициативе заказчика (в нашем случае это оператор) с условием возмещения исполнителю фактически понесенных расходов (ст.782 ГК). Обратите внимание, не убытков (упущенной выгоды), а расходов, которые должны быть фактическими.

Но и если даже это не так, то лицензиару никто не дал право злоупотреблять правом, закон это запрещает (ст.10 ГК). И даже если в договоре прописано условие о невозможности его досрочного расторжения, это не станет препятствием для оператора.

Далее цитата, длинная, но очень важная.

«В тех случаях, когда будет установлено, что при заключении договора, проект которого был предложен одной из сторон и содержал в себе условия, являющиеся явно обременительными для ее контрагента и существенным образом нарушающие баланс интересов сторон (несправедливые договорные условия), а контрагент был поставлен в положение, затрудняющее согласование иного содержания отдельных условий договора (то есть оказался слабой стороной договора), суд вправе применить к такому договору положения пункта 2 статьи 428 ГК РФ о договорах присоединения, изменив или расторгнув соответствующий договор по требованию такого контрагента.

В то же время, поскольку согласно пункту 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего недобросовестного поведения, слабая сторона договора вправе заявить о недопустимости применения несправедливых договорных условий на основании статьи 10 ГК РФ или о ничтожности таких условий по статье 169 ГК РФ».

Вот что говорит Пленум Высшего арбитражного суда от 14.03.2014.

Так что, расторжение вполне возможно и платить за ненужный абонентам канал не придется.

Плата за выдачу технических условий на использование сооружений РТК

Подключение операторов связи к сети связи ОАО «Ростелеком», как правило, происходит в помещениях последнего. Часто используется канализация, каналы, коммутационные стойки и другое имущество Ростелекома. Использование имущества по общим правилам российского законодательства должно осуществлять на возмездной основе. Соответственно в таких случаях между Ростелекомом и оператором (пользователь имущества) заключается соответствующий договор.

Но проблема в том, что заключение договора об использовании имущества Ростелеком (далее – РТК) предваряет взиманием платы за подготовку и выдачу технических условий на размещение на своих площадях. Также берутся деньги за продление технических условий без внесения в них изменений и за изменение технических условий.

Оформляется такая услуга в виде договора об оказании услуг по подготовке технических условий и т.д. После подписания сторон договор считается заключенным и исполняется.

Но что же лежит в основе договора? Кому он нужен, кому нужны технические условия?

Начнем с конца. Что содержится в технических условиях, которые подготовит и выдаст РТК?

В них содержится информация о том, какое имущество и в каком виде и на каких условиях будет предоставлено заказчику (в договоре обычно – пользователь) в пользование. Говоря юридическим языком, предметом договора о выдаче технических условий являются действия по определению существенных условий договора об использовании имущества РТК, который будет заключен впоследствии.

То есть пользователь по договору о выдаче ТУ платит РТК за то, что РТК будет потом по договору об использовании имущества получать с пользователя деньги уже за использование имущества!

Нужны ли пользователю сведения, которые содержатся в ТУ? В общем нужны, но только для того чтобы получить имущество РТК в пользование. Нуждается в этих сведениях пользователь ни чуть не больше чем сам РТК. Сами по себе эти сведения пользователю не нужны. Он не может эти сведения употребить сами по себе.

Если сведения нужны обоим, то почему за них платит только один пользователь? С точки зрения пользователя ему нужно получить имущество, а не тратить деньги на техусловия.

Но тут, как правило, происходит юридически важное событие – между РТК и пользователем заключается договор о подготовке и выдаче ТУ. Таким образом, пользователь, несмотря на то, что данные действия нужны ему не больше, чем РТК, берет на себя обязательство оплатить. С этого момента пользователь связан договором.

Самым простым было бы для пользователя отказаться подписывать договор о подготовке и выдаче ТУ, а настаивать на заключении договора о предоставлении имущества в пользование. Однако действия РТК очевидны. РТК откажет пользователю в заключении договора без объяснения причин. Понудить к заключению такого договора невозможно, так как это не предусмотрено законом. Можно лишь попробовать обратиться в ФАС с заявлением об уклонении от заключение договора об использовании имущества. Такое заявление, должно быть подано после получения от РТК отказа в заключении договора об использовании имущества до того момента когда будет заключен договор о подготовке и выдаче ТУ. Явно завышенная цена также может быть основанием для обращения в ФАС.

Итак, пользователь вынужден заключить договор о подготовке и выдаче ТУ. Понудил его РТК. А действия по понуждению запрещены законом (ст.421 ГК). Сделка, совершенная под понуждением, может быть оспорена в суде и признана недействительной.

В связи с тем, что в договоре о подготовке и выдаче ТУ пользователь является явно «слабой» стороной. Он не может повлиять ни на условия договора, ни на саму возможность не заключать договор. Договор РТК опубликован на сайте, здесь же установлены цены. Таким образом, указанный договор имеет все признаки договора присоединения (ст.428 ГК). Такой договор по требованию пользователя может быть расторгнут судом на основании п.2 ст.428 ГК, так как содержит явно обременительные условия.

Пользователь также вправе заявить исковое требование о недействительности договора в связи с недобросовестным поведением РТК (ст.10 ГК) и в связи с тем, что договор противоречит закону (ст.169 ГК), запрещающему извлекать выгоду из своего особого положения (п.4 ст.1 ГК).

Заметим, что доказывать недобросовестность РТК придется пользователю. Поэтому нужно, прежде чем подписывать, проявить несогласие с договором о подготовке и выдаче ТУ. Для этого в РТК нужно направить возражения, дать срок для ответа, и только выждав срок или получив отказ, можно подписывать договор. А после подписания договора об использовании имущества РТК можно обращаться в суд и требовать возвращения денег, уплаченных по первому договору.

Еще одним инструментом влияния на РТК может быть антимонопольная служба (ФАС).

Налицо навязывание пользователю ненужного ему договора и взимание несоразмерной платы. Сложность только в том, признает ли ФАС компанию РТК монополистом в конкретном случае. Предпосылки для этого есть. Ведь только РТК может предоставить место в канализации, входящей в здание узла связи и т.д. По крайней мере, ФАС заявила, что управляющие компании в отношении конкретного дома являются монополистами. А это прямая аналогия.

Это общие рассуждения о возможности противостоять Ростелекому, который явно неосновательно обогащается за счет операторов. Каждое конкретное дело имеет массу особенностей, а поэтому не может быть универсальных рецептов.

Юридические бюро «СВконс» просит своих абонентов предлагать темы для обзоров и задавать вопросы по адресу – info@svcons.ru.

Также Вы можете воспользоваться информацией, размещенной на

сайте Бюро - www.svcons.ru.

Мы просим своих абонентов воздержаться от распространения обзоров и прочих документов, полученных в рамках договорных отношений.

 

| Главная | Форум | Обзоры | Новости | Библиотека | Статьи | Вся связь Челябинска | Сертификаты | Отзывы | Ссылки |