Сегодня 20.11.2017

 Телеф.:

 (351) 777-06-26
 (351) 266-62-66

 Адрес:

454091,Челябинск, 
 а/я 13063

E-mail:

 info@svcons.ru

Обновление 28.01.2014


Главная


Форум


Обзоры


Новости


Библиотека


Статьи


Вся связь Челябинска


Сертификаты


Отзывы


Ссылки


Обзоры
 

Обзоры Бюро "Связьконсульт", представленные для всеобщего обозрения.

Актуальные обзоры ежемесячно рассылаются Бюро своим абонентам.

Предложение о представлении упомянутых в обзорах документов действительно также только для абонентов Бюро.


год\мес 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001                     + +
2002 +   + + + + + + + + + +
2003 + + + + + + + + +

+
2004   +     + + + + + +
2005   + + + + + + + + +
2006 + + + + +   + + + +   +
2007 + + + + + + + + + +
2008 + + + + +         +
2009 + + +     + +   + + +
2010 +   + +   +     + +    
2011 + +  + + + + + + + +
2012 + + + + + +  
2013 +  + + + + + + + +
2014 +  + + + + + + + +
2015 обзоры за 2015-2016 по запросу info@svcons.ru

ОБЗОР

СВЯЗЬКОНСУЛЬТ

Апрель 2014 года

Услуги в технологически сетях связи

Противодействие «побегу» абонентов

Вопросы об управляющих компаниях

ОБ ОКАЗАНИИ УСЛУГ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СЕТЕЙ СВЯЗИ

Общие правила

Единая сеть электросвязи Российской Федерации состоит из расположенных на территории Российской Федерации сетей электросвязи следующих категорий (ст.12 ФЗ О связи):

- сеть связи общего пользования;

- выделенные сети связи;

- технологические сети связи, присоединенные к сети связи общего пользования;

- сети связи специального назначения и другие сети связи для передачи информации при помощи электромагнитных систем.

Технологические сети связи предназначены для обеспечения производственной деятельности организаций, управления технологическими процессами в производстве (ст.15 ФЗ О связи).

Совместное толкование ст.12 и ст.15 дает возможность утверждать, что технологические сети связи могут иметь присоединение с сети связи общего пользования. Однако при этом для сохранения статуса «технологической сети» сеть связи не должна применяться для возмездного оказания услуг связи, ее единственным назначением должно являться – обеспечение производственной деятельности и управление технологическими процессами.

При этом надо иметь ввиду, что возмездное оказание услуг связи подразумевает оказание услуг любому лицу, если на то есть техническая возможность. А обеспечение производственной деятельности, которое так же может быть услугой, подразумевает обеспечение связью ограниченного круга лиц с совершенно конкретной целью - обеспечение производственной деятельности и управление технологическими процессами.

Если же технологическая сеть присоединена в сети связи общего пользования для целей возмездного оказания услуг связи любому лицу, то она переходит в категорию сетей связи общего пользования.

Закон допускает организацию на базе свободных ресурсов технологической сети связи организовывать возмездное оказание услуг связи путем технического или программного отделения собственно технологической сети от той части, которая переходит в категорию сети связи общего пользования (ч.2 ст.15 ФЗ О связи).

Редко какая организация, нуждающаяся в технологической связи, сама обеспечивает функционирование сети. Выгоднее привлекать стороннюю организацию. Но тут возникает вопрос, а не попадает ли деятельность такой организации под требования о лицензировании услуг связи.

Следующим обычно возникает вопрос, а нельзя ли использовать технологическую сеть для оказания услуг сторонним лицам?

Рассмотрим два варианта оказания услуг на базе технологической сети связи.

1 вариант – организация функционирования технологической сети связи, имеющей присоединение к сети связи общего пользования (сеть провайдера Интернет), предназначенной исключительно для управления технологическими процессами.

2 вариант – выделение свободных ресурсов технологической сети для организации сети связи, предназначенной для возмездного оказания услуг связи сторонним лицам, с переводом этой части в категорию сети связи общего пользования.

Технологические сети в чистом виде

Технологии и средства связи, применяемые для создания технологических сетей связи, а также принципы их построения устанавливаются собственниками или иными владельцами этих сетей (ч.1 ст.15 ФЗ О связи).

Оборудование средств связи технологической сети связи, имеющей присоединение к сети связи общего пользовании (ССОП), должно соответствовать требованиям к ССОП (наличие сертификатов и/или деклараций соответствия).

Правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утв. постановлением Правительства РФ 28.03.2005 № 161, не распространяются на технологические сети связи. Соответственно присоединение к ССОП может быть осуществлено либо по абонентскому договору, либо, при наличии согласия с оператором связи, по специальному договору.

Преимущества очевидны, оказывать услуги в технологической сети спокойней, так как есть только одно требование – наличие сертификатов и декларация, если технологическая сеть имеет присоединение в ССОП.

ФЗ «О связи» (глава 6) и Постановление Правительства РФ от 18.02.2005 № 87 устанавливают, что лицензированию подлежит возмездное оказание услуг связи в сети связи общего пользования либо в выделенных сетях связи.

Таким образом, деятельность, связанная с обеспечением связью в технологических сетях связи, является не лицензируемой. Чтобы избежать лицензирования крайне важно обеспечить «технологическую» чистоту услуг. Представляется, что достаточно сделать предметом услуг поддержание функционирования технологической сети связи, и этого будет достаточно, чтобы отклонить претензии Роскомнадзора.

Оказание услуг по технологической сети связи, на наш взгляд, обладает значительными преимуществами:

1. Отсутствие обязанности получать лицензию на оказание услуг связи.

2. Отсутствие надзорных функций Роскомнадзора в отношении технологических сетей связи. Действует лишь функция контроля за использованием в технологических сетях в случае их присоединения к сети связи общего назначения средств связи, прошедших обязательное подтверждение соответствия установленным требованиям (сертификация и декларирование) (пп.«е» п.8 Положения о федеральном государственном надзоре в области связи, утв. постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 № 476).

3. Отсутствие обязанности обеспечивать СОРМ (Постановление Правительства РФ от 18.02.2005 № 87, предусматривающее включение в лицензионные условия обязанность по обеспечению СРОМ).

4. Отсутствие обязанности осуществлять отчисления в резерв универсального обслуживания (ст.60 ФЗ О связи).

5. Отсутствие обязанности осуществлять ввод в эксплуатацию сети связи с участием Роскомнадзора (Правила ввода в эксплуатацию сооружений связи, утв. приказом Минсвязи 09.09.2002 № 113).

К недостаткам деятельности на основе технологической сети связи нужно отнести:

1. Рискованно получать плату собственно за услуги связи с основного заказчика, а значит необходимость использовать иные формы компенсации затрат и получения прибыли.

2. Невозможность использовать свободные ресурсы для оказания услуг связи сторонним лицам.

Частичная конвергенция технологической сети и ССОП

Перевод свободных ресурсов технологической сети в разряд ССОП и переход на схему оказания услуг связи в сети связи общего пользования влечет обязанность соблюдения и выполнения требований законодательства в области связи в полном объеме:

1. Получение лицензии соответствующей виду деятельности.

2. Разработка проекта и экспертиза проекта.

3. Реализация СОРМ.

4. Ввод сети в эксплуатацию.

5. Отчетность по услугам связи и базе отчислений в резерв универсального обслуживания.

Однако появляется возможность «приторговывать» услугами связи и получать доход от сторонних лиц.

Модель экономической деятельности в условиях

использования технологической сети связи

Услуги, связанные с эксплуатацией ТСС, могут по соглашению сторон измеряться любыми величинами, характеризующими объем произведенных работ и оказанных услуг. При выборе единиц измерения оказанных услуг нужно детально изучать правоотношения сторон. Важным фактором также является то, кто из субъектов Заказчик или Оператор ТСС будет являться собственником ТСС.

Нет принципиальных препятствий оценивать объем услуг Оператора ТСС в единицах измерения услуг связи (объем трафика или пропускная способность сети, предоставляемая Заказчику) однако при возможности этого следует избегать, чтобы максимально отделять деятельность Оператора ТСС от лицензируемой деятельности по оказанию услуг связи. Кроме того, использование единиц, характеризующих объем пропущенного трафика, сопряжен с обязанностью метрологического обеспечения измерений.

Для характеристики возможных экономических отношений предлагается использовать следующие условные названия:

- Заказчик, он же - головная компания холдинга (Заказчик – ГКХ) - юридическое лицо, в чьих интересах осуществляется эксплуатация технологической сети связи.

- Оператор технологической сети связи (Оператор ТСС) – юридическое лицо, осуществляющее по заданию Заказчика эксплуатацию ТСС в целом, в том числе с привлечением третьих лиц (оператором РСТСС и операторов ССОП).

- Оператор регионального сегмента технологической сети связи (Оператор РСТСС) - юридическое лицо, осуществляющее по заданию Оператора ТСС эксплуатацию регионального сегмента технологической сети связи, в том числе с привлечением операторов ССОП в регионах.

- Оператор сети связи общего пользования (Оператор ССОП) - юридическое лицо, услуги (услуги по предоставлению каналов связи) которого используются для обеспечения построения и функционирования ТСС.

- Операторы сети связи общего пользования в регионах (Оператор РССОП) - юридические лица, услуги (услуги по предоставлению каналов связи) которых используются для обеспечения построения и функционирования РСТСС.

- Региональная компания холдинга (РКХ) - юридическое лицо, взаимодействующее в Заказчиком в технологическом процессе.

Схема экономических отношений

 

Сторона 1

Сторона 2

Предмет договора

Оплата

Возможные единицы измерения услуг

1

Заказчик (он же – ГКХ)

Оператор ТСС

Организация и эксплуатация ТСС для целей обеспечения технологического процесса

Оплата услуг Оператора ТСС

Мбайт;

Канало- километры;

Фикс. суммы;

Затраты в руб.

2

Оператор ТСС

Оператор ССОП

Предоставление Оператором ССОП Оператору ТСС в пользование каналов связи для целей организации и эксплуатации ТСС

Оплата услуг Оператора ССОП

Мбайт;

Канало- километры;

3

Оператор ТСС

Оператор РСТСС

Предоставление Оператором ТСС доступа Оператору РСТСС к ТСС

Оплата услуг Оператора ТСС

Мбайт;

Фикс.суммы.

4

Оператор РСТСС

Оператор РССОП

Предоставление Оператором ССОП Оператору РСТСС в пользование каналов связи для целей организации и эксплуатации РСТСС

Оплата услуг Оператора РССОП

Мбайт;

Канало- километры;

5

РКХ

Оператор РССОП

Организация и эксплуатация РСТСС для целей обеспечения технологического процесса

Оплата услуг Оператора РССОП

Мбайт;

Канало- километры;

Фикс. суммы;

Затраты в руб.

Ушаков А.Н.

 

КАК ПРОТИВОДЕЙСТВОВАТЬ «ПОБЕГУ» АБОНЕНТОВ

В РЕЗУЛЬТАТЕ ДЕМПИНГА ДРУГОГО ОПЕРАТОРА

В условиях конкуренции демпинг с целью «отжать» абонентов встречается все чаще. «Привязать» абонента, сделать его «побег» невыгодным, это первое, что приходит в голову. К сожалению, такие меры порой оказываются незаконными.

Иногда операторы пытаются «обезопасить» себя от «ухода» абонентов включением в договоры условий, осложняющих такой «побег»: включение условий о минимальном сроке пользования услугами и о штрафных санкциях.

Увы, но включение в договор условия о минимальном сроке пользования услугой связи в договор является бессмысленным, так как согласно ст.168 ГК РФ сделка (договор), не соответствующая закону и другим правовым актам, ничтожна. То есть этого условия, хоть оно и включено в договор, с точки зрения закона нет.

П.46 Правил оказания телематических услуг связи: «Абонент вправе в любое время в одностороннем порядке расторгнуть договор при условии оплаты им понесенных оператором связи расходов по оказанию ему телематических услуг связи. Порядок одностороннего отказа от исполнения договора определяется договором».

Аналогичные нормы есть и в других правилах оказания услуг связи.

Включение в договор штрафных санкций за досрочное расторжение договора на оказание услуг связи также бессмысленно. Правила оказания услуг предусматривают право абонента в любой момент расторгнуть договор, это очевидно означает незаконность условия о штрафных санкциях.

Единственным способом «придержать» абонента, воздействуя на него самого, является право оператора на возмещение понесенных оператором расходов по оказанию абоненту услуг связи.

Такое право прописано в правилах оказания услуг связи. Такое же правило установлено Гражданским кодексом РФ в ст. 782 п.1: «Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов».

Расходами, которые оператор, может взыскать могут быть, например, затраты, понесенные оператором на устройство «последней мили» до абонента, если конечно эта плата не была взята в абонента ранее и в полном объеме. Ведь если даже некая плата за предоставление доступа и была взята, это не означает, что она полностью покрыла расходы, понесенные оператором. А значит, недостающую часть можно взыскать или «придержать» абонента, предупредив его о предстоящем возмещении расходов оператора.

Надо только иметь ввиду, что бремя доказывания размера таких расходов лежит на операторе. То есть, нужно заранее озаботиться наличием доказательств (акты, наряды, накладные, платежные документы и т.п.).

Когда абонент «бежит» очевидно, что ему другой оператор сделал заманчивое предложение. Иногда операторы идут на откровенный демпинг, заявляя цены на услугу значительно ниже, чем у конкурентов.

На слишком «щедрых» операторов можно воздействовать через закон о защите конкуренции. Если «щедрый» оператор занимает доминирующее положения, то, устанавливая монопольно низкую цену, он нарушает закон (ст.10 ФЗ О защите конкуренции). Доминирующим обычно признается субъект, имеющий долю на рынке более 35%, или отвечающий другим условиям (ст.5). Возможно демпингует не один оператор, а группа.

Если же оператор не будет признан антимонопольной службой доминирующим, то антимонопольный закон бессилен.

Заметим, что если оператор продает услуги ниже себестоимость, то у него возникает налоговая выгода. При чем выгода эта необоснованна, скорее всего. Если налоговые органы заинтересуются такой деятельностью, то возможны доначисление налогов.

Ушаков А.Н.

Вопрос> Управляющая компания (УК) включила в договоры с собственниками квартир в многоквартирных домах (МКД) условие о праве УК заключать договоры с операторами связи и взимать плату с операторов связи за размещение сетей связи в МКД. Это законно?

СВконс> Жилищный кодекс предусматривает возможность принятия решения собственниками о наделении некого лица правом заключать от имени собственников договоры об использовании общего имущества МКД иными лицами, например, операторами связи для размещения оборудования и линий связи. То есть в принципе, собственники могут делегировать УК право заключать договоры и получать деньги.

Но нормы ЖК четко устанавливают способ передачи полномочий (п.2 ст.44 ЖК РФ). Такое решение может принимать только общее собрание собственников. Собрание должно проводиться по правилам установленным статьями 45 – 48 ЖК РФ. Иной способ является незаконным.

Это означает, что условие, включенное в договоры управляющей компанией, можно в соответствии со ст.168 ГК РФ признать ничтожным через суд. Это кстати будет означать, что все ранее полученные УК от операторов связи и иных лиц деньги за использование общего имущества МКД УК должны будут возвратить.

***

Вопрос> Должна ли УК обосновывать цену за прокладку сетей в доме?

СВконс> Цена за пользование общим имуществом МКД может быть установлена только собственниками в силу п.2 ст.44 ЖК РФ. Установление цены управляющей компанией незаконно.

Кроме того, цена должна быть обоснована и соразмерна. П.3 ст.6 ФЗ О связи: «Организации связи по договору с собственником или иным владельцем зданий, опор линий электропередачи, контактных сетей железных дорог, столбовых опор, мостов, коллекторов, туннелей, в том числе туннелей метрополитена, железных и автомобильных дорог и других инженерных объектов и технологических площадок, а также полос отвода, в том числе полос отвода железных дорог и автомобильных дорог, могут осуществлять на них строительство, эксплуатацию средств связи и сооружений связи.

При этом собственник или иной владелец указанного недвижимого имущества вправе требовать от организации связи соразмерную плату за пользование этим имуществом, если иное не предусмотрено федеральными законами».

Условие о соразмерности означает, либо стороны договора совместным соглашением устанавливают величину платы, либо, при разногласии, вопрос решается через оценку и суд.

***

Вопрос> Как противодействовать попыткам УК не пускать операторов к оборудованию, размещенному в МКД?

СВконс> Если оператор встретил противодействие со стороны УК в виде недопуска к оборудованию связи можно либо обратиться в прокуратуру, либо в суд на основании ст.301 ГК РФ. В прокуратуру – с заявлением о самоуправстве, а в суд - с заявлением об устранении препятствий эксплуатации сети связи.

С юридической точки зрения даже то, что оборудование оператора размещено без согласия собственников не дает кому-либо права удерживать чужую собственность. Конечно, право собственников в таком случае приоритетно, но это лишь дает право требовать освобождения занимаемых площадей, возможно взыскания убытков, вызванных расходами, возможно даже при правильном подходе взыскать плату за использование имущества. Но закон не дает права завладевать чужим имуществом.

***

Вопрос> На что обратить особое внимание при анализе протокола общего собрания собственников?

СВконс> Разрешение большинства споров об использовании общего имущества МКД лежит через анализ протоколов общих собраний собственников.

В подавляющем большинстве случаем как протоколы, представленные операторами, так и протоколы, представленные собственниками или УК, не выдерживают никакой критики.

Основными недостатками, через которые можно признать протокол недействительным, являются:

- голосование не голосами, пропорциональными квадратным метрам, а одним голосом от каждого собственника или квартиры, а значит неправильный подсчет голосов;

- отсутствие сведений о количестве квадратных метров, принадлежащих собственнику;

- отсутствие сведений о документе на право собственности на квартиру (помещение);

- голосование одного собственника за другого (жена за мужа и т.д.) без доверенности;

- голосование по вопросам, не включенным в повестку дня;

- неправильное оформление письменных решений голосовавших лиц.

Все эти недостатки либо ведут к неправильному подсчету голосов, либо прямо ведет к недействительности голосования в случае неправильного оформления подписных листов (п.6 ст.48 ЖК РФ).

На деле способ защиты, в виде признания недействительными результатов голосования, очень продуктивен. Но он требует специально подготовки и возможно некоторых затрат, например на получение техпаспорта и(или) выписок о правах собственности.

При этом не заявление в суде требований о признании результатов голосования недействительным почти всегда приводит к тому, что суды принимают эти результаты за действительные и принимают их в качестве доказательств.

В ряде случаев при наличии явных признаков, например одинаковые подписи в решениях разных лиц при отсутствии доверенностей, позволяет заявлять о фальсификации протокола или подписных листов другой стороной.

***

Вопрос> Как противодействовать попыткам «выгнать» оператора из дома?

СВконс> Кому можно использовать общее имущество могут решать только собственники либо лица ими уполномоченные. Если у оператора нет согласия собственников, то «выгнать» его не представляется трудным делом. А уж если у инициатора есть решение собственников о том, что они решили выгнать оператора, то и надежд почти нет. Но требование такое могут предъявлять только собственники либо уполномоченными ими лица. УК по своей инициативе не может заявить такое требование. А вот товарищество собственников жилья – может.

Противодействовать можно, используя тоже «оружие». Нужно через признание решений общих собраний недействительными оспаривать полномочия истцов и их право на предъявление требований.

П.6 ст.48 ЖК РФ: «Собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику».

Действовать можно либо через «союзника» - одного из собственников, либо самостоятельно, действуя как заинтересованное лицо, чьи права нарушаются решением собрания собственников.

Редко, но бывают случаи, когда «законно размещенного» оператора пытаются «выгнать». Если у оператора есть решение собственников, разрешившее ему использовать общее имущество МКД, то у оператора есть еще один козырь.

П.4 ст.6 ФЗ О связи: «При переносе или переустройстве линий связи и сооружений связи вследствие строительства, расширения территорий поселений, капитального ремонта, реконструкции зданий, строений, сооружений, дорог и мостов, освоения новых земель, переустройства систем мелиорации, разработки месторождений полезных ископаемых и иных нужд оператору связи возмещаются расходы, связанные с такими переносом или переустройством, если иное не предусмотрено законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности».

Указанная норма дает право оператору потребовать компенсацию расходов на перенос сети, если собственники потребовали освободить используемое общее имущества МКД. Если такой аргумент вовремя заявить, то возможно намерения их изменятся.

Юридические бюро «СВконс» просит своих абонентов предлагать темы для обзоров и задавать вопросы по адресу – info@svcons.ru.

Также Вы можете воспользоваться информацией, размещенной на

сайте Бюро - www.svcons.ru.

Мы просим своих абонентов воздержаться от распространения обзоров и прочих документов, полученных в рамках договорных отношений.

 

| Главная | Форум | Обзоры | Новости | Библиотека | Статьи | Вся связь Челябинска | Сертификаты | Отзывы | Ссылки |