Сегодня 20.11.2017

 Телеф.:

 (351) 777-06-26
 (351) 266-62-66

 Адрес:

454091,Челябинск, 
 а/я 13063

E-mail:

 info@svcons.ru

Обновление 28.01.2014


Главная


Форум


Обзоры


Новости


Библиотека


Статьи


Вся связь Челябинска


Сертификаты


Отзывы


Ссылки


Обзоры
 

Обзоры Бюро "Связьконсульт", представленные для всеобщего обозрения.

Актуальные обзоры ежемесячно рассылаются Бюро своим абонентам.

Предложение о представлении упомянутых в обзорах документов действительно также только для абонентов Бюро.


год\мес 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001                     + +
2002 +   + + + + + + + + + +
2003 + + + + + + + + +

+
2004   +     + + + + + +
2005   + + + + + + + + +
2006 + + + + +   + + + +   +
2007 + + + + + + + + + +
2008 + + + + +         +
2009 + + +     + +   + + +
2010 +   + +   +     + +    
2011 + +  + + + + + + + +
2012 + + + + + +  
2013 +  + + + + + + + +
2014 +  + + + + + + + +
2015 обзоры за 2015-2016 по запросу info@svcons.ru

Бюро «СвязьКонсульт» поздравляет всех абонентов с Новым годом!

С Рождеством!

Со старым Новым Годом!

Желает в новом году новых успехов!

И надеется на дальнейшее сотрудничество!

И приглашает отдохнуть от зимы в Таиланде!



ОБЗОР

Октябрь - ноябрь 2012

Об экспертизе проектов, вопросы-ответы



Требуется ли экспертиза проекта при строительстве сети связи?

(Ушаков А.Н.)


Нам продолжают задавать этот вопрос.


Операторы связи, с одной стороны, видят, что градостроительное законодательство меняется. Но, с другой стороны, Роскомнадзор при участии в приемочных комиссиях продолжает требовать представление положительного заключения экспертизы проекта, проведенной Федеральном государственном бюджетном учреждением «Отраслевой центр мониторинга и развития в сфере инфокоммуникационных технологий» (ФГБУ Центр МИР ИТ). Требования инспекторы обосновывают пунктом 5.4 Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи.


Некоторые операторы направляли запросы в Роскомнадзор. Полученные ответы не выдерживают никакой критики. Один из образчиков вы можете посмотреть в конце статьи. Можно предположить, что надзоровцы охраняют чей-то рынок… Во всяком случае, ждать объективного ответа от заинтересованных лиц не приходится.


Мы провели исследование, и вот его результаты.


Нормативная правовая база, относящаяся к поднятому вопросу, весьма запутанна. Однозначно ответить на вопрос невозможно. Ответ зависит от многих норм, разбросанных по Градостроительному кодексу и другим нормативным правовым актам, а также от параметров самого объекта (сети) связи.


Поэтому будем действовать, исходя из абстрактного примера.


Любые совпадения случайны :o)


Поставим вопрос так: нужна ли экспертиза проекта на строительство сети электросвязи, размещенной в границах одного муниципального образования? При этом узлы связи располагаются в существующих зданиях. Новые здания, строения, сооружения не возводятся, перепланировка помещений не проводится. Сеть размещается на существующих сооружениях (столбы, стойки, канализация, чердаки и т.п.). Средства бюджета государства для строительства не привлекаются.


Вопрос об экспертизе проектных изысканий пока оставим.


Во-первых. И это главное. Требования о проведении либо не проведении экспертизы (государственной либо негосударственной) установлены в Градостроительном кодексе, введенным в действие федеральным законом № 190-ФЗ от 29.12.2004.


Приказ Минсвязи от 09.09.2002 № 113 не является для этого вопроса определяющим. Напомним, что п.5.4 Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи предусматривает предъявление надзору, кроме прочего, заключения государственной экспертизы проекта.


Нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить Градостроительному кодексу (п.2 ст.3 ГрК РФ). Это означает, что приказ № 113 должен применяться только в части, не противоречащей Градостроительному кодексу.


Во-вторых. Государственная экспертиза может быть обязательной и необязательной, проводимой по желанию.


Застройщик сам выбирает экспертную организацию (государственную или негосударственную), за исключением тех случаев, когда объект капитального строительства включен в перечень объектов, в отношении которых должна проводиться государственная экспертиза в обязательном порядке (п. 5.1 ст. 6, ч. 3.4 ст. 49 ГрК РФ).


Государственная экспертиза обязательна для случаев:


1. если строительство или реконструкция будет осуществляться на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, автомобильных дорог федерального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта), указанных в статье 48.1 ГрК РФ особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V классов опасности, иных объектов, определенных Правительством Российской Федерации, а также результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации указанных в настоящем пункте объектов (п.5.1 ст.6 ГрК РФ);


2. Проектная документация всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, объектов, строительство, реконструкция которых финансируются за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, автомобильных дорог общего пользования, капитальный ремонт которых финансируется или предполагается финансировать за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, объектов культурного наследия регионального и местного значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия регионального или местного значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности указанного объекта) и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, а также проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V классов опасности, подлежат государственной экспертизе (ч. 3.4 ст.49 ГрК).


Как видим, наша воображаемая сеть электросвязи под требования обязательной государственной экспертизы проекта не попадает. Под указанные выше условия вообще не подпадает, практически, никакая сеть связи общего пользования. Исключения составляют те сети, строительство которых финансируются за счет бюджетов любого уровня (федеральный, субъекта федерации, муниципальный). Также исключениями являются сооружения связи, относящиеся к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам.


В соответствии с п.14.1 ст.2 Федерального закона «О связи» № 126-ФЗ от 07.07.2003 особо опасные, технически сложные сооружения связи - сооружения связи, проектной документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота от семидесяти пяти до ста метров и (или) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли от пяти до десяти метров.


Вывод СВК> В подавляющем большинстве случаев государственная экспертиза проектов строительства сетей связи не требуется. Застройщик (заказчик) может по собственному желанию направить проект на государственную экспертизу. Но не обязан этого делать.


Органы власти и их подведомственные учреждения, имеющие право проводить государственную экспертизу проектов, установлены Постановлением Правительства РФ 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий».


К органам, которые имеют право проводить государственные экспертизы, относят (п.2):


1. государственные учреждения, подведомственные Министерству регионального развития Российской Федерации - по объектам, указанным в ч.5.1 ст.6 ГрК РФ, за исключением тех, что указаны ниже;


2. Министерство обороны Российской Федерации - по объектам, являющимся объектами военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации;


3. федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные указами Президента РФ, по объектам обороны и безопасности;


4. орган исполнительной власти г. Москвы или подведомственное ему государственное учреждение – по уникальным объектам строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на территории г. Москвы;


5. органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на то, - в отношении объектов, указанных в части 3.4 статьи 49 ГрК РФ, а также в отношении иных объектов в случае, если проведение экспертизы (государственной или негосударственной) является обязательным и заявителем принято решение о направлении проектной на государственную экспертизу.


Полномочия на проведение госэкспертизы проектов ранее у Минсвязи (Минкосвязи), как и у других федеральных органов исполнительной власти, были. Их устанавливало Постановление Правительства РФ от 27.12.2000 № 1008 «О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации».


В соответствии и во исполнение Постановления Правительства РФ № 1008 был принят Приказ Минсвязи РФ от 22.07.2003 № 96 «Об утверждении Положения о государственной экспертизе предпроектной и проектной документации Министерства Российской Федерации по связи и информатизации».


Приказ установил (п.3 и п.4), что государственную экспертизу проектов в отрасли «Связь» проводит Федеральное государственное учреждение «Центр научных исследований и экспертизы в области связи» (ФГУ «ЦНИЭС»).


Кстати, Положение о Минсвязи (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.03.2000 № 265), давало министерству полномочия на организацию работ по проведению государственных экспертиз проектов строительства сетей и объектов связи (подпункт 10 п.6).


Теперь же действует Постановление Правительства РФ 02.06.2008 № 418, утвердившее Положение о Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.


Так вот, действующее положение не дает министерству полномочий ни на проведение государственной экспертизы проектов, ни, тем более, на передачу полномочий на проведение экспертизы кому-либо.


Приказ Минсвязи от 22.07.2003 № 96 «Об утверждении Положения о государственной экспертизе предпроектной и проектной документации Министерства Российской Федерации по связи и информатизации» удивительным образом значится действующим.


Обратите внимание, Положение, утвержденное приказом министерства, и основанное на недействующем Градостроительном кодексе (73-ФЗ от 07.05.1998), недействующих Постановлениях Правительства РФ от № 1008 27.12.2000 и № 265 от 28.03.2000, продолжает действовать. Пора бы министерству признать его утратившим силу.


Впрочем, Положение о государственной экспертизе предпроектной и проектной документации Министерства Российской Федерации по связи и информатизации законно применяться не может, так как противоречит действующему Градостроительному кодексу, действующему Положению о Минкомсвязи (утв. Постановлением Правительства от 02.06.2008 № 418) и Постановлению Правительства РФ 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий».


Вывод СВК> Министерство связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, а также учреждения, подведомственные министерству, не имеют право проводить государственные экспертизы проектов строительства сетей и объектов связи.


Остается вопрос: а может для нашей воображаемой сети обязательна негосударственная экспертиза проекта?


В соответствии с Градостроительным кодексом, экспертиза в обязательном порядке проводится для проектов всех объектов капитального строительства, за исключением:


1. Отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства); Жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки); Многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования; Отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 Кодекса (СВК> требуется госэкспертиза) являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами; Отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 Кодекса (СВК> требуется госэкспертиза) являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами (ч.2 ст.49 ГрК РФ).


2. Экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства, реконструкции не требуется получение разрешения на строительство, а также в случае проведения такой экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы или негосударственной экспертизы и применяемой повторно (далее - типовая проектная документация), или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства. Экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением проектной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования (ч.3 ст.48 ГрК РФ).


Наша сеть связи, как впрочем, практически все сети электросвязи, не попадает в перечень ч.2 ст.49 ГрК РФ. Так что ключевым является то, требуется ли с точки зрения закона разрешение на строительство сети связи.


Если разрешение на строительство требуется, то проект строительства сети необходимо подвергнуть экспертизе, такова норма ч.3 ст.48 ГрК РФ. Если не требуется, то и экспертиза не требуется, ну разве что застройщик или заказчик сами пожелают отправить проект на экспертизу.


Напомним, что Роскомнадзор не выдает теперь разрешения на начало строительства объектов и сетей связи. Эти полномочия изъяты у Роскомнадзора еще в 2009 году (Постановление Правительства РФ от 16.03.2009 № 228).


Выдачу разрешений на строительство регулирует Градостроительный кодекс. Строить объекты капитального строительства можно только при наличии разрешений на строительство (ч.2 ст.51 ГрК РФ). Однако, Кодекс содержит и исключения: случаи, когда разрешения на строительство не требуются для (ч.17 ст.51 ГрК РФ):


1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;


2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);


3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;


4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;


5) капитального ремонта объектов капитального строительства;


6) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.


Ну вот и близок момент истины. Не требуется выдачи разрешений на строительство объектов, не являющихся объектами капитального строительства.


Объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (п.10 ст.1 ГрК РФ).


Наверно очевидно, что сеть связи не является зданием или строением?


Сеть связи не является также и сооружением. И пусть нас не вводит в заблуждение Приказ Минсвязи № 113 от 09.09.2002, утвердивший правила ввода в эксплуатацию сооружений связи.


Дело в следующем. То, что правила называют сооружениями связи, на самом деле сооружениями не является.


Закон «О связи» дает такое определение: сооружения связи - объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи (п.27 ст.2). Обратите внимание, сооружения – это те вещи, в которых или на которых размещаются средства и кабели связи.


Сооружения связи могут быть объектами капитального строительства, а могут ими и не быть, но в любом случае это некие строения, а не сети связи.


Гражданский кодекс (ч.1 ст.130) относит здания и сооружения к объектам недвижимости (все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно).


Таким образом делается вывод, что монтаж (нужно избегать слова «строительство») сетей и объектов связи в том случае, когда они не являются объектами недвижимости (не связаны прочно с землей и перемещение их не влечет несоразмерный ущерб), не является капитальным строительством. А значит, разрешение на строительство получать не нужно.


Вообще термин «строительство» в отношении «изготовления» сетей связи неприменим. Так как, строительство - создание зданий, строений, сооружений (п.13 ст.1 ГрК РФ). Сеть не является ни зданием, ни строением, ни сооружением.


Есть исключения.


Строительство, реконструкция, проведение изыскательских работ для проектирования и ликвидация сухопутных линий связи при пересечении государственной границы Российской Федерации и на приграничной территории, могут осуществляться только после получения разрешения Роскомнадзора (ст.9 ФЗ О связи и Постановление Правительства Российской Федерации от 09.11.2004 № 610).


Вообще-то, природа разрешения на строительство сухопутных линий связи при пересечении госграницы и на приграничных территориях не имеет отношения к нормам Градостроительного кодекса. И по нашему мнению, это не должно влиять на решение вопроса об экспертизе проектов. Тем не менее, коллизии здесь вполне возможны.


СВК> Сети связи в большинстве случаев не являются объектами капитального строительства, поэтому экспертиза проектов строительства сетей связи не требуется.


Обратите внимание: Случаи прокладки сетей связи в земле (не в канализации) мы не рассматриваем. Особенности российского законодательства не позволяют решать вопрос предоставления земли под линию связи через институт сервитута. Поэтому для оформления прав владения (пользования) землей приходится представлять такие линии связи как объекты недвижимости.


Упрощенно: если строительство сети связи не связано с земляными работами, то это не капитальное строительство. И даже употреблять слово «строительство» здесь не имеет смысла.


Теперь перейдем к реальной жизни операторов связи.


Как известно Роскомнадзор требует, чтобы экспертиза проектов строительства сетей и объектов связи проводилась в Федеральном государственном бюджетном учреждении «Отраслевой центр мониторинга и развития в сфере инфокоммуникационных технологий» (ФГБУ Центр МИР ИТ).


Устав ФГБУ Центр МИР ИТ предусматривает проведение этой организацией негосударственной экспертизы проектной документации (пп.20 п.12 Устава).


Негосударственная экспертиза проектной документации и (или) негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся юридическими лицами, соответствующими требованиям, установленным статьей 50 Градостроительного кодекса (п.4.3 ст.49 ГрК РФ).


Негосударственная экспертиза проектной документации и (или) негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся юридическими лицами, аккредитованными на право проведения негосударственной экспертизы соответствующего вида (ч.1 ст.50 ГрК РФ).


Перечень лиц, аккредитованных на проведение негосударственной экспертизы, отражается в государственном реестре юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий (ч.7 ст.50 ГрК РФ).


Реестр юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий размещен на сайте Федеральной службы по аккредитации http://www.fsa.gov.ru.


Реестр находится в свободном доступе. Так вот, ФГБУ Центр МИР ИТ в реестре отсутствует.


СВК> По состоянию на 20.11.2012 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Отраслевой центр мониторинга и развития в сфере инфокоммуникационных технологий» (ФГБУ Центр МИР ИТ) не имеет права проводить негосударственную экспертизу проектов строительства сетей и объектов связи.


Вывод СВК> Устройство (монтаж, наладка и прочие работы) линий связи, если работы не связаны с разработкой грунтов, размещением там кабельных линий и объектов связи, устройством фундаментов и т.п. не является капитальным строительством, и если для строительства не привлекаются деньги бюджета, не требует получения разрешения на строительство и, соответственно, не требует направления проектов на экспертизу.

***


Библиотека «Бюро СвязьКонсульт» пополнилась следующими нормативными документами:


Постановление Правительства РФ от 01.11.2012 № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных».


Устанавливаются требования по защите персональных данных в зависимости от необходимого уровня защищенности. Установлены 4 уровня защищенности, определяемые в зависимости от типа актуальной угрозы и параметров информационной системы.


Отменяется действие Постановления Правительства РФ от 17.11.2007 № 781 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных».


Временный порядок взаимодействия оператора реестра с провайдером хостинга и порядок получения доступа к содержащейся в реестре информации оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (утв. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 25.10.2012).


Порядок временный и определяет порядок получения информации из реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.


Постановление Правительства РФ от 26.10.2012 № 1100 «О внесении изменений в положение о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций».


Роскомнадзору даны полномочия на создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».


Постановление Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».


 

| Главная | Форум | Обзоры | Новости | Библиотека | Статьи | Вся связь Челябинска | Сертификаты | Отзывы | Ссылки |