Сегодня 20.11.2017

 Телеф.:

 (351) 777-06-26
 (351) 266-62-66

 Адрес:

454091,Челябинск, 
 а/я 13063

E-mail:

 info@svcons.ru

Обновление 28.01.2014


Главная


Форум


Обзоры


Новости


Библиотека


Статьи


Вся связь Челябинска


Сертификаты


Отзывы


Ссылки


Обзоры
 

Обзоры Бюро "Связьконсульт", представленные для всеобщего обозрения.

Актуальные обзоры ежемесячно рассылаются Бюро своим абонентам.

Предложение о представлении упомянутых в обзорах документов действительно также только для абонентов Бюро.


год\мес 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001                     + +
2002 +   + + + + + + + + + +
2003 + + + + + + + + +

+
2004   +     + + + + + +
2005   + + + + + + + + +
2006 + + + + +   + + + +   +
2007 + + + + + + + + + +
2008 + + + + +         +
2009 + + +     + +   + + +
2010 +   + +   +     + +    
2011 + +  + + + + + + + +
2012 + + + + + +  
2013 +  + + + + + + + +
2014 +  + + + + + + + +
2015 обзоры за 2015-2016 по запросу info@svcons.ru

ОБЗОР

Март 2007


А 12 марта случилось неожиданное.


Указом Президента России от 12 марта 2007 года № 320 «О Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия» Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия и Федеральная служба по надзору в сфере связи преобразуются в Федеральную службу по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия.


Напомним, что со времени прошлой реорганизации прошло всего 3 года. И вот уже снова… Впрочем, это только на первый взгляд очередная реформа кажется нелепой. На деле, как нам представляется, все продумано. В итоге, в России появится надзорная служба, под контролем которой будет вся информационная инфраструктура общества от средств доставки до контента. (Культурное наследие, думаем, будет нагрузкой…) А что скоро нам предстоят президентские выборы – мы все помним.


Реформа готовилась в режиме строгой секретности, никакой утечки информации допущено не было. Для руководства Россвязьнадзора она была совершенно неожиданна. Как утверждают очевидцы, единственное, что сказал В.Н. Бугаенко по этому поводу это что-то вроде: «Все, что Бог делает, все к лучшему…». Ввиду такого расклада представляется маловероятным, чтобы В.Н. Бугаенко согласился на службу во вновь сформированном органе.


Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия 26 марта был назначен Б.А. Боярсков, бывший ранее руководителем Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.


Можно предположить, что новая служба будет строиться в соответствии с представлениями Б.А. Боярскова. А это значит, что «связь» будет далеко не главным направлением. Потому, очевидно, Россвязьнадзор, в его нынешнем составе, ждут большие перемены.


Первый результат уже получен. Россвязьнадзор, напрягшись в ожидании, прекратил рассмотрение заявлений на получение лицензий, полученных после 12 марта. Никаких правовых оснований такое решение, по нашему мнению, не имеет. Ведь Россвязьнадзор пока не ликвидирован. Нормативные правовые акты не изменены, и выдача лицензий продолжает быть обязанностью Россвязьнадзора. А потому выход один – обращаться за защитой в административном порядке в Мининформсвязи или в суд.


В любом случае мы, как и в 2003-2004 годах рекомендуем операторам вести себя в соответствии с существующими нормативно-правовыми актами. Оформлять и направлять заявки на лицензии и радиочастоты. Паралич органов исполнительной власти не может быть отговоркой для оператора перед налоговой или местным Россвязьнадзором, если сам он не предпринял установленных законом действий. Если же оператор действовал в соответствии с законом, то с него взятки гладки.


Что же касается реформы в сфере связи, от которой отрасль продолжает «колбасить». Думаем, что власти вскорости про нее забудут, предоставив операторам возможность самим спасать себя кто как сможет… «Не ту страну назвали Гондурасом!»


Мы будем держать руку на пульсе и информировать абонентов обо всех новостях, которые станут нам известны.


Мы продолжаем публикацию монографии, посвященной юридической сущности деятельности по присоединению сетей связи и их взаимодействию. Имя автора, по его просьбе, пока не называем. Копирование и иное распространение запрещено автором.

Правовые аспекты договора о присоединении

сетей электросвязи и

оказания услуг присоединения и пропуска трафика


ГЛАВА 2. ДОГОВОР ПРИСОЕДИНЕНИЯ СЕТЕЙ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ


§1. Правовая характеристика договора по действующему российскому гражданскому праву


Договор о присоединении сетей электросвязи является специфическим договором, заключаемым операторами связи по поводу присоединения сети электросвязи одного оператора к сети электросвязи другого оператора и последующего взаимодействия этих сетей. Договор присоединения сетей электросвязи относится к группе договоров возмездного оказания услуг (гл.39 ГК РФ).


Целью договора о присоединении сетей электросвязи является установление технико-технологического взаимодействия двух сетей электросвязи и осуществление пропуска трафика исходящего из одной сети электросвязи в другую сеть электросвязи, а также и в обратном направлении.


Договор присоединения сетей электросвязи имеет сложный предмет, состоящий из собственно присоединения и последующего взаимодействия сетей связи. Работы по непосредственному присоединению сетей связи носят разовый, законченный характер, чем очень похожи на подрядные работы, но условие присоединенности является предметом интереса обоих операторов неограниченное время. Услуги по пропуску трафика однозначно носят бессрочный характер.


Таким образом, как и любой другой договор оказания услуг, договор о присоединении сетей электросвязи не может быть исполнен в момент заключения ввиду особого длящегося характера исполнения обязательств по оказанию услуг присоединения и пропуска трафика. Договор является консенсуальным (п.1 ст.779 ГК РФ).


Договор о присоединении сетей электросвязи является двусторонним - заключается между оператором связи, желающим присоединить свою сеть связи к другой сети связи, и оператором сети связи, к которой первый оператор желает присоединить свою сеть связи (ст.18 ФЗ «О связи»). Всегда в договоре принимают участие только две стороны, присоединяемый и присоединяющий операторы, множественность сторон в договоре присоединения сетей электросвязи, как и множественность лиц на одной стороне невозможны ввиду технико-технологических особенностей обязательства. У сторон договора возникают взаимные права и обязанности, некоторые из которых носят длящийся и повторяющийся характер, таким образом, договор является взаимным. Следует обратить внимание на весьма сложный характер взаимной заинтересованности, заключающийся в многократных встречных действиях по пропуску трафика и встречных обязательствах по оплате.


Договор о присоединении сетей электросвязи заключается между операторами связи - субъектами (юридические лица и индивидуальные предприниматели), осуществляющими предпринимательскую деятельность (п.1 ст.29 ФЗ «О связи»). Цены за услуги присоединения и услуги по пропуску трафика являются существенным условием договора (п.40 Правил присоединения). Соответственно, договор является возмездным и предпринимательским. При этом предпринимательская деятельность по присоединению и пропуску трафика не должна обуславливаться наличием лицензии на оказание услуг связи, поскольку это не установлено законом.


В силу прямого указания п.2 ст.18 ФЗ «О связи» операторы сети связи общего пользования обязаны оказывать услуги присоединения иным операторам связи. Отсюда следует, что если присоединяющий оператор является оператором сети связи общего пользования, договор становится обязательным для заключения. Правила присоединения делают предоставление услуг присоединения обязательным для всех операторов связи (а не только для операторов, занимающих существенное положение).


Мнение директора Департамента государственной политики в области ИКТ Мининформсвязи России В.А. Слизня в интервью журналу «Сети и системы связи» о том, что договор присоединения сетей электросвязи является обязательным только для операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования, не выдерживает никакой критики, поскольку прямо противоречит ст.18 ФЗ «О связи». Нам представляется, совершенно однозначный результат об обязательности договора дает буквальное толкование ст.18 ФЗ «О связи». Так п.1 ст.18 императивно предоставляет операторам право на присоединение своих сетей к сети связи общего пользования, а п.2 ст.18 также императивно устанавливает корреспондирующую обязанность операторов сети связи общего пользования, вне зависимости от их положения в сети связи, оказывать услуги присоединения.


Если присоединяющим оператором является оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования, к договору о присоединении сетей электросвязи применяются положения о публичном договоре в силу прямого указания закона (п.1 ст.19 ФЗ «О связи»). Можно было бы предположить, что договоры о присоединении сетей электросвязи, в которых не участвуют операторы, занимающие существенное положение, не являются публичными. Однако мы обнаружили тут неясность. Проблема состоит в том, что обязательность договора о присоединении сетей электросвязи, которая очевидно не вызывает сомнения, порождает его публичность вследствие указания п.1 ст.426 ГК РФ, которая гласит: «Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанность по … оказанию услуг … в отношении каждого кто к ней обратится…». Так является ли любой договор о присоединении сетей электросвязи публичным? На наш взгляд, да. Допускаем, что наше мнение спорно, однако точку тут может поставить либо законодатель, либо суд.


В силу требований п.35 Правил присоединения договор, заключаемый с оператором, занимающим существенное положение, также имеет признаки договора присоединения. Условия присоединения установленные и опубликованные оператором, занимающим существенное положение, являются обязательными для любого оператора, желающего осуществить присоединение. Присоединяемые операторы не вправе предлагать условия присоединения, отличные от опубликованных условий. При этом следует обратить внимание, что речь идет только о существенных условиях присоединения, что означает возможность согласования иных условий договора. Поэтому мы говорим лишь о признаках договора присоединения, не называя договор о присоединении сетей электросвязи договором присоединения. Вывод – договор о присоединении сетей электросвязи не является договором присоединения (ст. 428 ГК РФ).


В общем случае, когда участником правоотношений не выступает оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования, к форме договора о присоединении сетей электросвязи закон не предъявляет специальных требований. Что с учетом субъектного состава сторон договора означает, что договор о присоединении сетей электросвязи может быть заключен в простой письменной форме, в том числе путем обмена документами (ст.161, ст.434 ГК РФ). Если же стороной в договоре является оператор, занимающий существенное положение на сети связи общего пользования, договор должен составляться письменно в виде одного документа, подписанного сторонами (п.4 ст.19 ФЗ «О связи» и п.36 Правил присоединения).


Правила присоединения устанавливают достаточно подробный порядок заключения договора о присоединении сетей электросвязи, если стороной является «существенный» оператор (раздел III Правил присоединения). В отношении иных договоров действуют правила Гражданского кодекса Российской Федерации (глава 28 ГК РФ).


Договор присоединения сетей электросвязи может считаться заключенным только после достижения сторонами соглашения по всем существенным условиям договора (п.1 ст.432 ГК РФ). Моментом заключения договора должен считаться момент достижения соглашений по всем существенным условиям. Не достижение такого соглашения означает незаключенность договора о присоединении сетей электросвязи.


Содержание договора составляют условия, по которым сторонами достигнуто соглашение. Традиционно условия договора делят на существенные, обычные и случайные. Другую классификацию предлагает Л.Андреева, выделяющая объективно существенные и субъективно существенные условия договора. Впрочем, В.В. Витрянский в результате исследований делает убедительный вывод, о том, что в уже заключенном договоре нет и не может быть ни «случайных» ни «обычных» условий, а все условия являются существенными. Таким образом, деление условий договора на существенные и прочие имеет значение при подготовке договора и при его заключении.


На стадии подготовки договора и при его заключении стороны должны точно представлять, какие условия являются существенными, определенными требованиями нормативных правовых актов, и приложить все усилия к достижению соглашения относительно них. Небрежное отношение, когда в договоре просто отсутствуют некоторые из существенных условий, может привести в будущем к весьма затруднительным ситуациям.


Так например, решением Арбитражного суда Челябинской области истцу - ООО фирма «Агросвязь» было отказано в иске к ОАО «Уралсвязьинформ», а договор о межсетевом взаимодействии от 01.01.2005 признан незаключенным, потому что тот не содержал соглашения обо всех существенных условиях, предусмотренных Правилами присоединения ведомственных и выделенных сетей электросвязи к сети электросвязи общего пользования (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.1996 № 1254).


Существенными условиями договора, как то предусматривает п.1 ст.432 ГК РФ, являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах, как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Анализ нормативных правовых актов, регулирующих отношения по поводу присоединения и взаимодействия сетей электросвязи, позволяют установить перечень необходимых существенных условий договора о присоединении сетей электросвязи:


1) предмет договора (п.1 ст.432 ГК РФ);


2) срок начала и окончания работ по присоединению, а также срок начала предоставления услуг по пропуску трафика, представляется, что условие о сроке оказания услуг имманентно присуще данному типу договора и обусловлено природой отношений возмездного оказания услуг;


3) срок и порядок оплаты услуг (п.1 ст.781 ГК РФ);


4) права и обязанности операторов связи при присоединении и взаимодействии сетей электросвязи (пп.1 п.15 Правил присоединения);


5) порядок рассмотрения споров между операторами связи по вопросам присоединения и взаимодействия сетей электросвязи (пп.3 п.15 Правил присоединения);


6) технические условия присоединения (п.39 Правил присоединения);


7) экономические условия присоединения (п.40 Правил присоединения);


8) информационные условия присоединения (п.41 Правил присоединения).


Оператор связи, занимающий существенное положение, помимо существенных условий, указанных выше, обязан предусмотреть в опубликованных условиях присоединениях, а значит и в договоре, условия использования своего имущества (линейно-кабельных и иных сооружений связи), задействуемого при осуществлении присоединения и при оказании услуг по пропуску трафика (п.31 Правил присоединения). Это означает, что условия использования имущества, задействуемого при осуществлении присоединения и при оказании услуг по пропуску трафика, также относятся к существенным условиям договора о присоединении сетей электросвязи, если присоединяющим оператором является оператор связи, занимающий существенное положение на сети связи общего пользования.


Существенные условия договора присоединения сетей электросвязи весьма многочисленны и детализированы, таким образом через условия договора, имеющего частноправовую основу, реализуются публично-правовые установления.


§2. Предмет договора о присоединении сетей электросвязи


Напомним, что целью договора присоединения сетей электросвязи является присоединение одной сети электросвязи к другой и установление их взаимодействия, заключающееся в пропуске трафика исходящего из одной сети в другую сеть, а также и в обратном направлении. При том, очевидной конечной целью является именно пропуск трафика. Присоединение выполняет вспомогательную, хотя и необходимую роль. Присоединение – это промежуточная цель. Принципиально взаимодействие двух сетей может быть организовано иным, нежели присоединение способом. Например, через третью сеть связи. В настоящее время технико-технологических и юридических препятствий этому нет. Операторы выбирают тот или иной способ взаимодействия своих сетей исходя из экономических соображений.


Поскольку некий оператор выбирает способ взаимодействия сетей, предусматривающий присоединение, между ним и иным оператором связи возникают правоотношения по присоединению и взаимодействию сетей, являющиеся объектом гражданско-правового регулирования. В силу прямого указания закона стороны указанных правоотношений обязаны заключить договор о присоединении сетей электросвязи (п.1 ст.18 ФЗ «О связи»).


Как известно цель – это конечный результат, к которому стремится субъект, вступивший в те или иные правоотношения. В динамике исполнения договора цель формализуется в предмете договора и в последствии с той или иной степенью успеха реализуется в результате.


Предмет договора – действия, которые должна совершить обязанная сторона в соответствии с условиями договора.


Предметом договора о присоединении сетей электросвязи являются услуги двух видов (п.2 ст.18 ФЗ «О связи»): 1) услуга присоединения; 2) услуги взаимодействия – услуги по пропуску трафика между взаимодействующими сетями.


Федеральный закон «О связи» однозначно именует договор, заключаемый операторами связи с целью урегулирования отношений по поводу присоединения и взаимодействия сетей электросвязи, как договор о присоединении сетей электросвязи (ст.18 ФЗ «О связи»). Однако легальное название не должно вводить в заблуждение, названный договор регулирует не только отношения по присоединению сетей электросвязи, но и основную часть, не нашедшую отражения в названии договора, а именно отношения по взаимодействию сетей связи, которые выражаются во взаимном пропуске трафика между взаимодействующими сетями электросвязи.


Услуга присоединения в свою очередь включает (согласно п.16 Правил присоединения): 1)согласование проектно-сметной документации, необходимой для присоединения и пропуска трафика; 2) монтаж и наладку средств связи, образующих точку присоединения; 3) присоединение сети связи; 4) обслуживание средств связи, образующих точку присоединения.


Согласование проектной документации, как мы уже говорили, не имеет самостоятельного значения как услуга. Можно предположить, что целью такого согласования, а в нормативных правовых актах она не указывается, может быть приведение проектной документации присоединяемого оператора в соответствие с требованиями присоединяющего оператора. Однако все важные для себя требования присоединяющий оператор имеет возможность выразить в условиях присоединения, являющихся существенными условиями договора о присоединении (раздел IV Правил присоединения). Так что, при ответственном поведении сторон, все необходимые вопросы могут быть решены на стадии заключения договора. Таким образом, согласование проекта является обязыванием присоединяемого оператора.


Возможное возражение, предполагающее, что согласование проекта это есть обязывание присоединяющего оператора, не выдерживают критики. Дело в том, что согласование проекта имеет результатом не некоторый объем работ (действий) в интересах присоединяемого оператора, а оценку «согласовано» или «не согласовано». Оценка «не согласовано» выражает неудовлетворительное отношение к заложенным проектным решениям. Однако проектные решения основываются на информации, полученной из существенных условий присоединения (раздел IV Правил присоединения). Как правило, оценка «не согласовано» является результатом деятельности (бездеятельности) самого присоединяющего оператора, который мог предоставить присоединяемому оператору всю необходимую информацию в Условиях присоединения, но не сделал этого, либо сделал это некачественно.


Согласование проектной документации, разработанной присоединяемым оператором, присоединяющим оператором скорее является экспертизой проекта. Речь может идти только о негосударственной договорной экспертизе, однако полномочия присоединяющего оператора (аккредитация) ничем, как привило, не подтверждены.


Во всяком случае, согласование проекта скорее можно отнести к условиям, чем к услугам.


Монтаж и наладка средств связи, образующих точку присоединения, и собственно подключение являются комплексом взаимосвязанных действий, которые выражаются в дооснащении оборудования связи, принадлежащего присоединяющему оператору, дополнительными платами и устройствами. В результате такого дооснащения оборудования присоединяющего оператора приобретает способность принимать, идентифицировать и перенаправлять трафик, исходящий от сети связи присоединенного оператора. Вновь приобретенные свойства полезны для присоединяемого оператора, благодаря этим свойствам он рассчитывает впоследствии получать от присоединяющего оператора услуги по пропуску трафика.


Поскольку монтаж и наладка «точки присоединения» прямо называется Правилами присоединения услугой, у присоединяющегося оператора возникает обязанность оплатить работы по монтажу и наладке оборудования, образующего точку присоединения. Но тут возникает противоречие.


П.14 Правил присоединения говорит о том, что операторы обязаны организовывать точки присоединения. Очевидно, что тут может идти речь только об обязанности присоединяющих операторов. А п.16 относит монтаж и наладку этих точек к услугам, оказываемым в интересах присоединяемого оператора. Но тогда получается, что обязанность присоединяющего оператора оплачивает присоединяемый оператор, а это не что иное как дарение, которое, как известно, недопустимо между коммерческими организациями. Эта коллизия нуждается в разрешении.


Есть в отношениях по монтажу и наладке средств связи, образующих точку присоединения, вернее в предмете этих отношений еще одна важная особенность.


Оборудование, образующее точку присоединения, впоследствии будет использоваться не только в интересах присоединяемого оператора, но и в интересах присоединяющего оператора. Трафик имеет свойство перемещаться в обоих направлениям. Если трафик исходит из сети присоединяемого оператора и завершается на сети связи присоединяющего оператора или на другой сети, в свою очередь, присоединенную к сети связи присоединяющего оператора, то у присоединяемого оператора возникает обязанность уплатить присоединяющему оператору плату за завершение вызова. Если же трафик исходит из сети присоединяющего оператора и завершается на сети связи присоединенного оператора, то уже у присоединяющего оператора возникает обязанность уплатить присоединенному оператору плату за завершение вызова.


Как видим услуги пропуска трафика «симметричны», направлены навстречу друг другу. Каждая из сторон периодически, спонтанно по мере потребности, становится то заинтересованной в пропуске трафика (когда трафик исходит из ее сети), то оказывающей услуги по пропуску трафика в интересах другой стороны.


Аналогичные рассуждения можно в той или иной мере применить и к услугам собственно присоединения. Дополним, однако, наши рассуждения таким замечанием. Присоединение сетей электросвязи имеет двухсторонний характер. Об этом говорит то, что в результате присоединения оба оператора получают возможность и начинают реально как получать услуги по пропуску трафика, так и предоставлять эти услуги другой стороне.


Здесь и возникает вопрос, является ли обязанность присоединяемого оператора оплатить услуги по монтажу и наладке оборудования, образующего точку присоединения, и собственно услуги присоединения справедливой? Ответ зависит от того, как будет разрешена коллизия.


Если монтаж и наладка точки присоединения являются услугой. А буквальное толкование п.16 Правил присоединения дает такой ответ. То присоединяемый оператор должен оплатить услугу. Но тогда возникает потребность в разрешении проблемы неосновательного обогащения, возникающего при прекращении договора о присоединении.


Если же признать монтаж и наладку «точки присоединения» обязанностью присоединяющего оператора, то всё становится логичным как с юридической, так и с экономической точки зрения.


Тем не менее, до разрешения коллизии, в силу прямого указания п.16 Правил присоединения, приходится признавать монтаж и наладку «точки присоединения», собственно присоединение, а также и согласование проектной документации услугами.


Какова должна быть величина оплаты за услугу присоединения? В случае, когда в договоре о присоединении одной из сторон является оператор, занимающий существенное положение на сети связи, цены на услуги присоединения регулируются государством (п.1 ст.20 ФЗ «О связи»). Можно предположить, что в этом случае регулирующий государственный орган - Федеральная служба по надзору в сфере связи устанавливает справедливые цены.


В случаях, когда участниками договора являются операторы, не занимающие существенного положения, цены за услуги присоединения являются свободными. Здесь все зависит от соглашения сторон. В данной ситуации вполне разумным было бы субсидиарное (в силу ст.783 ГК РФ) применение нормы об определении цены путем составления сметы (п.3 ст.709 ГК РФ), с учетом наличия интереса в присоединении так же у присоединяющего оператора.


Услуги по обслуживанию оборудования, образующего точку присоединения, представляют из себя деятельность по регулярному воздействию на указанное оборудование с целью поддержания его работоспособности. Речь, очевидно, идет о техническом обслуживании. И раз уж мы пришли к выводу, что в присоединении в целом заинтересованы обе стороны, то к данной услуге это также относится.


Трудно представить себе ситуацию, чтобы обслуживание осуществлялось только для поддержания работоспособности «точек присоединения» по пропуску трафика от сети присоединенного оператора в сеть присоединяющего оператора. Несомненно, обслуживание обеспечивает работоспособность в обоих направлениях. Отсюда следует общая обязанность сторон по обслуживанию «точек присоединения». Кроме того, доли необходимых расходов вполне определимы, они могут быть установлены в зависимости от того, насколько интенсивно использует каждый из операторов «точку присоединения» в своих интересах, на это однозначно указывает отношение объемов входящего и исходящего трафика.


Приведенные выше рассуждения не относятся к ситуации, когда присоединение осуществляется к сети связи оператора, занимающего существенное положение. В этом случае цены устанавливаются государственным регулирующим органом – Федеральной службой по надзору в сфере связи.


Таким образом, мы пришли к выводу об особенном характере услуг по присоединению сетей электросвязи. Особенность в том, что независимо от первоначального интереса, побудившего того или иного оператора связи возбудить процедуру присоединения, материальный интерес в присоединении имеют обе стороны. Главная составляющая интереса состоит в последующей возможности пропускать через «точку присоединения» трафик, что является необходимым условием оказания услуг связи. Также интерес заключается в том, что сама деятельность по пропуску трафика имеет коммерческий характер и сопряжена с получением предпринимательской прибыли.


К слову, доходы от оказания услуг присоединения составляют примерно 16% от всей выручки ОАО «Уралсвязьинформ».


В итоге приходится признать, что правовой режим деятельности по присоединению сетей электросвязи не учитывает наличие взаимного интереса в присоединении, что делает присоединяемого оператора стороной «слабой», чьи интересы являются менее защищенными, чем интересы присоединяющего оператора. Ситуация усугубляется, тем обстоятельством, что в качестве присоединяющих, как правило, выступают операторы, занимающие существенное положение.


Надо отметить, что в отношении тех случаев, когда речь идет о присоединении к сети связи оператора, занимающего существенное положение, закон однозначно называет операторов сети связи общего пользования потребителями услуг присоединения (п.1 ст.19 ФЗ «О связи»). Но ведь и оператор присоединяемый и оператор, занимающий существенное положение (присоединяющий), являются операторами сети связи общего пользования (п.1 ст.13 ФЗ «О связи»). Как видим, ясности законодательное установление не добавляет.


Если предположить, что законодатель имел под операторами сети связи общего пользования ввиду операторов, присоединяющих свои сети к сети связи оператора, занимающего существенное положение, то придется констатировать, что операторы находятся в неравном положении, а само такое положение противоречит принципу возмездно-эквивалентного характера гражданских правоотношений.


Услуги по пропуску трафика являются главной целью и основным предметом договора о присоединении сетей электросвязи.


В зависимости от того, какая сторона является заинтересованной, выделяют следующие виды услуг по пропуску трафика (приложение № 2 к Правилам присоединения):


1) Услуги завершения вызова на сеть связи оператора связи (п.2 приложения № 2 к Правилам присоединения) – деятельность (услуга) оператора В, направленная на обеспечение пропуска трафика, исходящего из сети связи оператора А, от точки присоединения к пользовательскому (оконечному) оборудованию, подключенному к сети связи оператора В. Заинтересованным в услуге является оператор А, отсюда возникает его обязанность оплатить услугу оператору В.


2) Услуги завершения вызова на сеть другого оператора связи (п.1 приложения № 2 к Правилам присоединения) - деятельность (услуга) оператора В, направленная на обеспечение пропуска трафика, исходящего из сети связи оператора А, от точки присоединения к пользовательскому (оконечному) оборудованию, подключенному к сети связи оператора С. Заинтересованным в услуге является оператор А, отсюда возникает его обязанность оплатить услугу оператору В. В свою очередь у оператора В возникает обязанность оплатить услуги по завершению вызова оператора С.


3) Услуги транзита вызова (п.3 приложения № 2 к Правилам присоединения) – деятельность оператора В, направленная на обеспечение пропуска через свою сеть связи трафика между сетью оператора А и сетью оператора С или между различными участками сети связи одного оператора связи. Технологически эта услуга является частным случаем услуги завершения вызова на сеть другого оператора связи. Услуга транзита вызова становится возможна при особой структуре договорных отношений между тремя операторами связи.


4) Услуги инициирования вызова (п.4 приложения № 2 к Правилам присоединения) – деятельность оператора В, направленная на обеспечение пропуска трафика от пользовательского (оконечного) оборудования, подключенного к сети связи оператора В или к сети связи оператора С, до точки присоединения сети оператора А при предоставлении указанным пользователям услуг связи (услуг передачи данных и других услуг, отличных от услуг телефонной связи) другими операторами, если сеть связи оператора А выполняет при этом функции сети доступа.


В зависимости от вида сети связи оператора, оказывающего услугу по пропуску трафика, и от количества задействованных узлов связи различают:


- услуги международного завершения вызовы на сеть связи другого оператора;


- услуги международного завершения вызова на сеть связи другого оператора;


- услуги зонового завершения вызова на сеть связи другого оператора;


- услуги местного завершения вызова на узле связи другого оператора;


- услуги местного завершения вызова на смежном узле связи другого оператора;


- услуги местного завершения вызова на сеть связи другого оператора с одним транзитным узлом;


- услуги местного завершения вызова на сеть связи другого оператора с двумя и более транзитными узлами;


- услуги зонового завершения вызова на сеть оператора связи;


- услуги местного завершения вызова на узле связи оператора связи;


- услуги местного завершения вызова на смежном узле связи оператора связи;


- услуги местного завершения вызова на сеть оператора связи с одним транзитным узлом;


- услуги местного завершения вызова на сеть оператора связи с двумя и более транзитными узлами;


- услуги международного транзита вызова;


- услуги междугородного транзита вызова;


- услуги зонового транзита вызова;


- услуги местного транзита вызова;


- услуги междугородного инициирования вызова;


- услуги зонового инициирования вызова;


- услуги местного инициирования вызова на узле связи;


- услуги местного инициирования вызова на смежном узле связи;


- услуги местного инициирования вызова с одним транзитным узлом;


- услуги местного инициирования вызова с двумя и более транзитными узлами.


Цены на услуги по пропуску трафика устанавливаются в зависимости от вида услуги и учитывают структуру сетей, используемых для оказания услуг. По общему правилу цены на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика определяются оператором связи самостоятельно, однако Закон содержит оговорку: цены должны определяться исходя из требований разумности и добросовестности. Запрет на дискриминацию одних операторов сетей электросвязи по сравнению с другими относится и к определению цены и непосредственно вытекает из требования добросовестности оператора.


Цены на услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования, подлежат государственному регулированию (п.1 ст.20 ФЗ «О связи»). Регулирующим органом является Федеральная служба по надзору в сфере связи.


То, что услуги по пропуску трафика являются встречными и взаимными, является очевидным. Операторы спонтанно, в зависимости от потребностей, становятся то потребителями (заказчиками) услуг по пропуску трафика, то исполнителями. Это неотъемлемая сущность правоотношений по пропуску трафика.


Однако тут надо вновь вспомнить о п.1 ст.19 ФЗ «О связи» устанавливающей, что потребителями услуг по пропуску трафика являются операторы сети связи общего пользования. И если пойти по пути ошибочного толкования о том, что в качестве операторов сети связи общего пользования (для целей ст.19) нужно считать присоединенных операторов, то можно прийти к абсурдному выводу, что присоединенный оператор не оказывает услуг по пропуску трафика присоединившему его сеть оператору, занимающему существенное положение, а значит и не может рассчитывать на оплату.


Услуги присоединения и услуги по пропуску трафика не являются услугами связи как таковыми. Вывод может показаться спорным, однако ему есть веские основания.


Содержанием услуг присоединения является деятельность по организации взаимодействия сетей связи, т.е. деятельность, носящая предварительный обеспечительный характер, по отношении к деятельности по оказанию услуг связи. Содержанием услуг по пропуску трафика является деятельность, носящая обеспечительный характер, по отношении к деятельности по оказанию услуг связи. Потребителями услуг присоединения и пропуска трафика являются операторы связи – субъекты, осуществляющие деятельность по оказанию потребителям (абонентам и клиентам) услуг связи.


Буквальное толкование ст.2 ФЗ «О связи», в которой услуги связи, услуги присоединения и услуги по пропуску трафика упоминаются последовательно, а также систематический анализ всего текста ФЗ «О связи» и Правил присоединения, не содержащий никаких норм, позволяющих считать услуги присоединения или услуги по пропуску трафика услугами связи, также подтверждают наш вывод. К аналогичным выводам пришел В.Вайпан в работе «Соотношение услуг по пропуску трафика и услуг связи».


Надо отметить, неоднозначность позиции по этому вопросу Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации. Например, в нормативном правовом акте, регламентирующем Порядок ведения операторами связи раздельного учета доходов и расходов, речь идет об услугах присоединения и услугах по пропуску трафика, как о видах деятельности, наряду с услугами связи. А в другом нормативном правовом акте - Методика расчета экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика и на универсальные услуги связи, говорится об услугах присоединения и услугах по пропуску трафика, как об регулируемых услугах связи.


Таким образом, договор о присоединении сетей электросвязи имеет сложный специфический предмет. Основной его частью являются услуги по пропуску трафика, которые взаимно оказывают друг другу операторы взаимодействующих сетей связи.


Другой частью (вспомогательной и предварительной по отношении к основной части) являются услуги по присоединению, оказываемые оператору, желающему присоединить свою сеть связи, оператором сети связи, к которой производится присоединение. При этом необходимо учитывать, что важнейшей особенностью услуг по присоединению, как и услуг по пропуску трафика, является наличие интереса в таком присоединении у обоих взаимодействующих операторов связи.


Предметом договора о присоединении является деятельность по оказанию услуг присоединения и услуг по пропуску трафика, связанных с оказанием услуг связи, но таковыми не являющимися.


Нам представляется, что разработчики Правил присоединения не самым удачным образом определили составляющие услуг по присоединению и соотнесли их с услугами по пропуску трафика. Заметим, что ФЗ «О связи» (п.3 ст.18) не подразделяет услуги по присоединению на составляющие (подуслуги), очевидно не видя в такой детализации никакого существенного значения. Также из закона следует, что законодатель не давал поручения провести такую детализацию.


То, что разработчики Правил присоединения провели такую детализацию, на наш взгляд, имеет весьма неприятные результаты.


Во-первых, это привносит противоречие в Правила присоединения. С одной стороны п.14 устанавливает публичную обязанность операторов связи организовывать точки присоединения, но с другой стороны п.16 объявляет деятельность по монтажу и наладке «точки присоединения» услугой, оказываемой по договору.


Во-вторых, закладывает основание для последующих конфликтов между операторами связи, поскольку устанавливает взаимосвязь между монтажом «точки присоединения» и оплатой за присоединение. Это дает присоединенному оператору основания полагать, что увеличение стоимости имущества присоединяющего оператора было произведено за его (присоединенного оператора) счет, а потому порождает желание получить соответствующее возмещение в случае прекращения договора.


В-третьих, выделение услуг по обслуживанию «точек присоединения» помимо того, что порождает вопросы о справедливости оплаты одной стороной договора затрат, направленных на поддержание имущества, используемого в интересах обоих сторон, ставит отношения по присоединению в противоречие с правилами экономического оборота. Ведь, как известно, обычным является финансирование затрат на поддержание имущества, используемого в коммерческих целях, из амортизационных отчислений от доходов, полученных от использования этого имущества.


§3. Правовая характеристика участников договорных отношений


В силу прямого указания закона (п.1 и 2 ст.18 ФЗ «О связи») операторы связи, с одной стороны, имеют право получать от других операторов услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, а с другой стороны, и обязаны оказывать эти услуги иным операторам.


Таким образом, становится очевидным, что именно операторы сети связи общего пользования и операторы, желающие присоединить свои сети к сети связи общего пользования, являются сторонами в договоре о присоединении сетей электросвязи.


Вследствие того, что договор о присоединении сетей электросвязи имеет сложный предмет, определение субъектного состава также имеет некоторые особенности.


В части отношений, касающихся присоединения, положение сторон является стабильным. Оператор, выразивший желание присоединить свою сеть связи к сети связи другого оператора, выступает в отношениях в качестве заказчика. Он имеет первоначальный интерес в присоединении, он же и инициирует заключение договора. Соответственно на заказчика возлагается обязанность оплатить необходимые услуги.


Исполнителем присоединения является оператор сети связи общего пользования, к которой предполагается присоединение. На исполнителя законом (ст. 18 и 19 ФЗ «О связи») возлагается обязанность, а договором устанавливаются условия оказания услуг присоединения, включающих согласование проектно-сметной документации, монтаж и наладку средств связи, образующих точку присоединения, а также собственно присоединение. В обязанности исполнителя также входит обслуживание средств связи, образующих точку присоединения, а течение срока действия договора о присоединении.


В отношении услуг по пропуску трафика применение обычных понятий «заказчик» и «исполнитель» к той или иной стороне невозможно. Как мы уже говорили стороны периодически «меняются местами». В то время когда трафик исходит из сети оператора, он выступает заказчиком, а оператор принявший, идентифицировавший и перенаправивший трафик в нужном направлении, становится исполнителем в обязательстве по пропуску трафика. Когда трафик меняет свое направление, стороны меняют роли в обязательстве. Соответственно возникают и обязанности по оплате услуг по пропуску трафика.


Правосубъектность операторов связи является специальной, и в отличие от общей правосубъектности возникает не с момента государственной регистрации юридического лица или гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, а с момента получения лицензии на оказание услуг связи.


Закон императивно устанавливает, что деятельность по возмездному оказанию услуг связи может осуществляться только на основании лицензии (п.1 ст.29 ФЗ «О связи»). Лицензирование осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области связи – Федеральной службой по надзору в сфере связи.


Постановление Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий» устанавливает 20 видов услуг связи, деятельность по оказанию которых возможна только после получения соответствующей лицензии. Деятельности по оказанию услуг присоединения и услуг по пропуску трафика в перечне нет.


Правила присоединения (раздел II) императивно устанавливают обязанность операторов в зависимости от вида лицензии оказывать услуги присоединения иным операторам связи.


Операторы международной и междугородной телефонной связи оказывают услуги присоединения:


- операторам международной и междугородной телефонной связи;


- операторам зоновой (фиксированной и подвижной) телефонной связи.


Операторы зоновой (фиксированной и подвижной) телефонной связи оказывают услуги присоединения:


- операторам международной и междугородной телефонной связи;


- операторам зоновой (фиксированной и подвижной) телефонной связи;


- операторам местной телефонной связи;


- операторам передачи данных.


Операторы местной телефонной связи оказывают услуги присоединения:


- операторам местной телефонной связи;


- операторам передачи данных;


- операторам фиксированной зоновой телефонной связи.


Операторы передачи данных оказывают услуги присоединения:


- операторам передачи данных;


- операторам зоновой (фиксированной и подвижной) телефонной связи;


- операторам местной телефонной связи.


Операторы телеграфной сети связи оказывают услуги присоединения операторам телеграфной сети связи.


Аналогично устанавливаются обязанности по пропуску трафика (Требования к порядку пропуска трафика в телефонной сети связи общего пользования).


Среди прочих операторов связи закон особо выделяет отдельную категорию операторов, занимающих существенное положение в сети электросвязи общего пользования. К таким операторам закон относит тех операторов, которые вместе с аффилированными лицами обладают в географически определенной зоне нумерации или на всей территории Российской Федерации не менее чем двадцатью пятью процентами монтированной емкости либо имеет возможность осуществлять пропуск не менее чем двадцати пяти процентов трафика (ст.2 ФЗ «О связи»).


Впрочем, О.Н. Поликарпова справедливо замечает, что понятие аффилированных лиц в законе раскрыто не четко, что очевидно вызовет проблемы с определением действительного положения того или иного оператора в сети связи общего пользования.


Как следует из легального определения, такие операторы занимают существенное положение в субъекте Российской Федерации или на всей территории Российской Федерации, это определяет их особое системообразующие значение в сети связи общего пользования. Сети таких операторов составляют «скелет», основу всей сети связи, эти сети наиболее густо покрывают территорию, присутствуют в большинстве населенных пунктов.


Исходя из этих особенностей, закон накладывает на операторов, занимающих существенное положение, особые обязанности. Операторы, занимающие существенное положение обязаны (ст.19 ФЗ «О связи»):


1) обеспечивать недискриминационный доступ на рынок связи для других операторов связи;


2) в сходных обстоятельствах устанавливать равные условия присоединения сетей электросвязи и пропуска трафика для операторов связи, оказывающих аналогичные услуги связи;


3) устанавливать и публиковать в соответствии с установленным порядком в средствах массовой информации условия присоединения в части использования сетевых ресурсов и пропуска трафика, включающие общие технические, экономические, информационные условия, а также условия, определяющие имущественные отношения;


4) предоставлять операторам связи информацию и оказывать услуги присоединения и услуги по пропуску трафика на тех же условиях и того же качества, что и для своих структурных подразделений и (или) аффилированных лиц;


5) рассматривать обращения операторов связи о заключении договора в срок, не превышающий 30 дней, и заключать договор в срок, не превышающий 90 дней;


6) устанавливать в срок, не превышающий 90 дней с даты получения уведомления Федеральной службы по надзору в сфере связи о включении в реестр операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования, цены на услуги присоединения и пропуска трафика в границах установленных Федеральной службы по надзору в сфере предельных цен.


Итак, заказчиками и исполнителями в договорных обязательствах по присоединению сетей электросвязи и по пропуску трафика могут быть операторы связи, осуществляющие деятельность по оказанию услуг связи на основании соответствующих лицензий. Особые обязанности и ограничения возлагаются законом на исполнителей, имеющих статус операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования


Правосубъектность лиц, осуществляющих оказание услуг присоединения и услуг по пропуску трафика, если этими лицами являются операторы связи, является производной от правосубъектности лиц, осуществляющих деятельность по оказанию услуг связи, и возникает из прямого указания закона (ч. 1 и 2 ст.18 ФЗ «О связи»).


С практической точки зрения это означает, что для осуществления деятельности по оказанию услуг по присоединению и пропуску трафика лицензия не требуется. А поэтому договор о присоединении сетей электросвязи не может быть признан недействительным лишь на основании отсутствия лицензии (утраты вследствие просрочки переоформления, приостановления и т.п.). Напомним, что обычно отсутствие лицензии является основанием признания сделки недействительной.


Правосубъектность лиц, осуществляющих оказание услуг присоединения и услуг по пропуску трафика, и имеющих статус операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования, определяется, кроме того, нормами ФЗ «О связи» (ст.19) и нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законом.


Возникает вопрос, могут ли операторы сетей связи, не являющихся сетью связи общего пользования, становиться сторонами в договоре присоединения? Иначе говоря, как будут строить свои отношения операторы, желающие присоединить свои сети к сетям связи, не являющихся сетью связи общего пользования, других операторов? Ответ очевиден – на основании договора о присоединении, с той лишь разницей, что государство никоим образом не вмешивается в эти отношения, и все вопросы оставляет на соглашение сторон.


Другой вопрос, могут ли субъекты, не являющиеся операторами связи, вступать в правоотношения по оказанию услуг присоединения и пропуску трафика с операторами сетей связи общего пользования? На наш взгляд закон этого не запрещает.


Во-первых, поскольку мы пришли к выводу, что деятельность по присоединению и пропуску трафика не является деятельностью по предоставлению услуг связи, то на такую деятельность не распространяется императивное требование п.1 ст.29 ФЗ «О связи» об обязательном лицензировании. Косвенным подтверждением такого вывода, является отсутствие деятельности по присоединению и пропуску трафика в перечне услуг подлежащих лицензированию. То есть, отсутствие лицензии на оказание услуг связи не является препятствием для осуществления деятельности по присоединению и пропуску трафика.


Во-вторых, требование ст.18 ФЗ «О связи» носит характер управомочивающих и обязывающих предписаний в отношении операторов связи, и не содержат никаких предписаний относительно субъектов, не являющихся операторами связи.


В-третьих, закон допускает право собственности на сети и средства связи любых субъектов (граждан и юридических лиц) вне зависимости от того являются ли они операторами связи (ст.5 ФЗ «О связи»). Исходя из права собственников использовать свое имущество любым образом, если это не противоречит закону (ст.209 ГК РФ), и ввиду отсутствия прямого запрета присоединять свои сети связи к сети связи общего пользования (это также следует из открытого перечня категорий сетей электросвязи – п.1 ст.12 ФЗ «О связи»), следует право владельцев сетей связи присоединять свои сети к сети связи общего пользования, вне зависимости от того, предназначены ли эти сети для оказания услуг связи.


И наконец, с учетом основных начал гражданского права «разрешено все, что не запрещено» (ст.1 ГК РФ), можно сделать вывод, что закон не содержит никаких запретов субъектам, не являющимся операторами связи, вступать в правоотношения по присоединению сетей электросвязи и по пропуску трафика.


Однако, на практике любое лицо, пожелавшее присоединить свою сеть связи к сети связи оператора связи, может испытать значительные трудности. Главная из них – операторы связи не обязаны присоединять к своим сетям связи сети связи лиц, не являющихся операторами связи (п.2 ст.18 ФЗ «О связи»). Остальные трудности связаны с тем, что все подзаконные акты имеют предметом своего регулирования только правоотношения между операторами связи, иных вариантов они не рассматривают.


Таким образом, отношения между лицами, не являющимися операторами связи, и операторами связи по поводу присоединения сетей электросвязи могут основываться исключительно на диспозитивной, договорной основе. У лиц, не являющихся операторами связи, в отличие от операторов связи нет права на присоединение, обеспеченного законом (п.1. ст.18 ФЗ «О связи»). А у операторов сетей связи общего пользования нет обязанности осуществлять присоединение к своим сетям сети связи, принадлежащие лицам, не являющимся операторами связи (п.2 ст.18 ФЗ «О связи»).


Возникает вопрос, а есть ли потребность у лиц, не являющихся операторами связи, вступать в исследуемые правоотношения? Да, существует.


Дело в том, что реально в сети связи общего пользования присутствуют не только сети операторов связи, весьма заметным элементом являются сети электросвязи крупных предприятий. Например, сеть телефонной связи ОАО «ММК» в г. Магнитогорске имеет емкость более 6000 номеров, а сеть телефонной связи ОАО «Мечел» составляет более 2000 номеров. Весьма большими сетями обладают ОАО «РЖД», ОАО «Челябуголь» и другие предприятия. В настоящее время все они являются операторами связи (имеют соответствующие лицензии), но это «историческая» особенность Челябинской области. Очевидно, что оказание услуг такими предприятиями может быть прекращено, объем их и сейчас весьма невелик. При этом у предприятий сохранится потребность и в присоединении и в пропуске трафика, поскольку сети связи используются ими для производственных нужд. Как будет решаться вопрос взаимодействия в таком случае?


Первый вариант. Такие предприятия будут рассматриваться как абоненты, а их телефонные сети, как оконечное (пользовательское) оборудование. Тогда на правоотношения предприятий и операторов связи распространятся нормы Правил оказания услуг телефонной связи. А экономические отношения приобретут потребительский характер «услуги – деньги».


Второй вариант. Мы считаем, что отношения между лицами, имеющими сети связи и не являющимися операторами связи, и операторами связи по поводу присоединения сетей электросвязи и пропуску трафика, должны строиться по модели, предусмотренной в отношении операторов связи.


То, что предприятия имеют интерес в присоединении своих сетей связи к сети связи общего пользования и в пропуске трафика исходящего из своей сети в другие сети, является очевидным. Сейчас они реализуют эту потребность, становясь абонентами.


С технической точки зрения вообще нет никаких отличий. Также организуются точки присоединения, также идентифицируется и пропускается трафик…


А как с интересом оператора связи, присоединившего к своей сети сеть связи предприятия? Так ли ему это безразлично? Нам представляемся, нет.


Чем большую сеть связи предприятия присоединил оператор связи, тем больше возрастают его предпринимательские возможности. Абоненты оператора получают возможность установить соединения с большим количеством «адресатов», а у оператора соответственно возрастают возможности увеличить свои доходы.


Напрашивается вопрос, почему предприятие, приложившее массу усилий и средств для создания сети связи, и косвенно увеличившее этим возможность оператора умножить свои доходы, лишено права на некоторое вознаграждение? Напомним, что в отношениях между операторами связи такое вознаграждение гарантируется и называется платой за услугу завершения вызова.


Поднятая нами проблема достойна отдельного исследования, а выводы вероятно не бесспорны.


На практике, можно предположить с большой долей вероятности, в ответ на оферту о заключении договора о присоединении, направленной лицом, не являющимся оператором связи, будет получен отказ со ссылкой на п. 37 Правил присоединения.


Заметим однако, что если проблема не будет решена на законодательном уровне либо через судебную практику, то через некоторые время предприятия ее решат самостоятельно, учредив для своих сетей операторов связи, которые уже и вступят в правоотношения по присоединению и пропуску трафика.

Далее наши ответы на наиболее часто задаваемые вопросы


Вопрос: Понятно, что услуги связи, оказываемые гражданам, являются публичными, т.е. цены (тарифы) и условия оказания услуг должны быть одинаковыми. А как с юрлицами?


Связьконсульт: Считаем, что договоры с юрлицами также являются публичными. Это следует из указания п.1 ст.426 ГК РФ, поскольку оператор связи обязан заключать и оказывать услуги любому обратившемуся, что следует из п.1 ст.46 ФЗ «О связи». Т.е. цены и для юрлиц (ИП) должны быть одинаковы (п.2 ст.426 ГК РФ).


Что ждать за нарушения принципа публичности (за разные цены)? От Россвязьнадзора - только предписания. От налоговой – сильно сомневаемся, что они этим заинтересуются, если все налоги уплачены.


Нарушение порядка ценообразования – штраф до 500 МРОТ. Да и то эту статью на практике применяют только при нарушении порядка госрегулирования цен.


Есть еще одно. Если все же кто-то из абонентов (юрлиц или предпринимателей) пожелает, то вполне возможно сможет победить и признать через суд договор недействительным (ничтожным, не соответствующим закону). А тогда он сможет взыскать переплаченное (а переплаченное будет вероятно отсчитываться от наименьшего тарифа) и проценты за пользование чужими ден.средствами. Срок исковой давности – 3 года.


Так что, основные риски лежат в сфере взаимоотношений с абонентами.


Вопрос: Правомочно ли выставлять абоненту местной телефонной связи (при повременке) счет за время соединения его абонентского устройства (модема) с модемным пулом другого оператора, предоставляющего коммутируемый доступ в Интернет?


Связьконсульт: Считаем, что это незаконно.


Дело в том, что когда абонент А устанавливает соединение с модемным пулом оператора Б он не получает от оператора А услуг местной телефонной связи. Напомним, что местным телефонным соединением является телефонное соединение между пользовательским (оконечным) оборудованием, подключенным к сети местной телефонной связи (п.2 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи). И поскольку модемный пул оператора Б не является пользовательским оборудованием, то говорить о том, что абонент А совершил местное телефонное соединение нельзя.


На деле, абонент А получает услугу доступа в Интернет (услуга передачи данных и телематики) от оператора Б, ему он и платит за услугу. А то, что соединение устанавливается с использованием телефонной сети, принадлежащей оператору А, является услугой по пропуску трафика, оказываемой оператором А оператору Б. Речь идет об услуге инициирования вызова – деятельность, направленная на обеспечение пропуска трафика от пользовательского оборудования (модема абонента А) к услугам связи, оказываемым оператором передачи данных т.е. оператором Б (п.4 Перечня услуг по пропуску трафика оказываемых операторами сети телефонной связи (приложение № 2 к Правилам присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия).


То, что между операторами А и Б не заключен договор о присоединении, предусматривающий платежи за услуги по пропуску трафика, не меняет сущность правоотношений. Ведь услуги по пропуску трафика оказаны фактически. А потому, у оператора А возникает право требовать, а у оператора Б возникает обязанность оплатить услуги инициирования. Если оператор А этого не требует, то это, в общем-то, его проблема, которую он не вправе перекладывать на абонента.


Возложение же на абонента обязанности оплатить повременный тариф является попыткой неосновательно обогатиться за чужой счет, поскольку в таком случае с абонента взимается двойная оплата, и за местное телефонное соединение, которого на деле не было, и за услуги передачи данных.


Библиотека Бюро пополнилась следующими документами:


Приказ Федеральной службы по тарифам от 14 ноября 2006 № 264-с/5
«Об утверждении тарифов на услуги местной, внутризоновой телефонной связи и компенсационной надбавки к цене на услуги местного и зонового инициирования вызова, предоставляемые ОАО «Уралсвязьинформ» и операторами связи на территории Курганской, Свердловской, Челябинской, Тюменской областей, Пермского края, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов».


Указ Президента РФ от 12 марта 2007 года № 320 «О Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия».


Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия и Федеральная служба по надзору в сфере связи преобразуются в Федеральную службу по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия.


Приказ Мининформсвязи РФ от 27.02.2007 № 23 «Об утверждении правил применения приемо-передающих устройств для волоконно-оптических и атмосферных оптических линий передачи».


Правилами установлены обязательные требования к параметрам приемо-передающих устройств для волоконно-оптических и атмосферных оптических линий передачи, предназначенных для использования в сети связи общего пользования и технологических сетях связи в случае их присоединения к сети связи общего пользования. Определены виды оборудования, на которые распространяются Правила. Указано, что приемо-передающие устройства для волоконно-оптических и атмосферных оптических линий передачи подлежат обязательной сертификации.


Приказ Мининформсвязи РФ от 27.02.2007 № 25 «Об утверждении правил применения систем радиорелейной связи. Часть I. Правила применения цифровых радиорелейных систем связи плезиохронной цифровой иерархии».


Правилами установлены обязательные требования к параметрам цифровых радиорелейных систем связи плезиохронной цифровой иерархии, используемым в сети связи общего пользования и в технологических сетях связи в случае их присоединения к сети связи общего пользования. Определены виды оборудования, на которые распространяются Правила. Указано, что цифровые радиорелейные системы связи плезиохронной цифровой иерархии применяются в полосах радиочастот, разрешенных для использования Государственной комиссией по радиочастотам.


Приказ Мининформсвязи РФ от 27.02.2007 № 26 «Об утверждении правил применения систем радиорелейной связи. Часть II. Правила применения цифровых радиорелейных систем связи синхронной цифровой иерархии».


Правилами установлены обязательные требования к параметрам цифровых радиорелейных систем связи синхронной цифровой иерархии, используемым в сети связи общего пользования и технологических сетях связи в случае их присоединения к сети связи общего пользования. Определены виды оборудования, на которые распространяются Правила. Указано, что цифровые радиорелейные системы связи синхронной цифровой иерархии применяются в полосах радиочастот, разрешенных для использования Государственной комиссией по радиочастотам.


Приказ Мининформсвязи РФ от 27.02.2007 № 27 «Об утверждении правил применения систем радиорелейной связи. Часть III. Правила применения аналоговых радиорелейных систем связи».


Правилами установлены обязательные требования к параметрам аналоговых радиорелейных систем связи, используемым в сети связи общего пользования и технологических сетях связи в случае их присоединения к сети связи общего пользования. Определены виды оборудования, на которые распространяются Правила. Указано, что аналоговые радиорелейные системы связи применяются в полосах радиочастот, разрешенных для использования Государственной комиссией по радиочастотам.


Приказ Мининформсвязи РФ от 27.02.2007 № 24 «Об утверждении правил применения оборудования цифровых систем передачи плезиохронной цифровой иерархии. Часть II. Правила применения оборудования кроссовой коммутации плезиохронной цифровой иерархии».


Правилами установлены обязательные требования к параметрам оборудования кроссовой коммутации плезиохронной цифровой иерархии, предназначенного для использования в сети связи общего пользования и технологических сетях связи в случае присоединения к сети связи общего пользования. Определены виды оборудования, на которые распространяются Правила. Указано, что оборудование кроссовой коммутации плезиохронной цифровой иерархии подлежит обязательной сертификации.


Постановление Росстата от 09.03.2007 № 24 «Об утверждении изменений в инструкцию по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения № С-1 «Сведения о вводе в эксплуатацию зданий, сооружений и реализации инвестиционных проектов».


Утверждены и вводятся в действие начиная с отчета за апрель 2007 года Изменения в Инструкцию по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения № С-1 «Сведения о вводе в эксплуатацию зданий, сооружений и реализации инвестиционных проектов», утвержденную Постановлением Госкомстата РФ от 04.03.2002 № 20. В частности, установлено, что основанием для включения отчитывающейся организацией в статистический отчет по форме № С-1 данных о введенных в эксплуатацию зданиях и сооружениях, о жилых единицах в жилых и нежилых зданиях будет являться оформленное в установленном порядке «Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию».


Приказ Мининформсвязи РФ от 22.03.2007 № 39 «Об утверждении правил применения цифровых систем передачи телевизионного и звукового вещания».


Правила устанавливают обязательные требования к параметрам оборудования, входящего в состав цифровых систем передачи телевизионного и звукового вещания, предназначенного для использования в сети связи общего пользования и технологических сетях связи в случае их присоединения к сети связи общего пользования. Перечислены виды оборудования, на которые распространяются утвержденные Правила.

Бюро “СвязьКонсульт” просит своих абонентов предлагать темы для обзоров

и задавать вопросы по адресу – info@svcons.ru.

 

| Главная | Форум | Обзоры | Новости | Библиотека | Статьи | Вся связь Челябинска | Сертификаты | Отзывы | Ссылки |