Сегодня 20.11.2017

 Телеф.:

 (351) 777-06-26
 (351) 266-62-66

 Адрес:

454091,Челябинск, 
 а/я 13063

E-mail:

 info@svcons.ru

Обновление 28.01.2014


Главная


Форум


Обзоры


Новости


Библиотека


Статьи


Вся связь Челябинска


Сертификаты


Отзывы


Ссылки


Обзоры
 

Обзоры Бюро "Связьконсульт", представленные для всеобщего обозрения.

Актуальные обзоры ежемесячно рассылаются Бюро своим абонентам.

Предложение о представлении упомянутых в обзорах документов действительно также только для абонентов Бюро.


год\мес 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001                     + +
2002 +   + + + + + + + + + +
2003 + + + + + + + + +

+
2004   +     + + + + + +
2005   + + + + + + + + +
2006 + + + + +   + + + +   +
2007 + + + + + + + + + +
2008 + + + + +         +
2009 + + +     + +   + + +
2010 +   + +   +     + +    
2011 + +  + + + + + + + +
2012 + + + + + +  
2013 +  + + + + + + + +
2014 +  + + + + + + + +
2015 обзоры за 2015-2016 по запросу info@svcons.ru

ОБЗОР

Февраль 2007


Уважаемые абоненты, друзья, коллеги!


После долгих изнурительных трудов мы решили воспользоваться священным правом каждого человека на две недели солнца, моря, песка, рома, лобстеров и туземок.


Нас не будет с 20 марта по 5 апреля.


Вахту будет нести Виктория Владимировна, с которой можно будет решить организационные и бухгалтерские вопросы.


Счастливо оставаться!


Искренне ваши В.С. Лебедев и В.П. Янушевич

ВНИМАНИЕ!


В последнее время усилилось давление со стороны налоговых инспекций с целью приведения в соответствие юридического и фактического адреса организации.


Призываем вас при смене юридического адреса помнить о статье 35 п. 4 Федерального закона РФ «О связи»!


В течение 30 дней после регистрации изменений лицензиат обязан подать заявление о переоформлении лицензии с приложением документов, подтверждающих эти изменения.


В случае, если такое заявление не было подано в установленный срок, действие лицензии прекращается!


Документами, подтверждающими изменения, являются:


ь Устав в новой редакции или с дополнением;


ь Свидетельство о внесении в ЕГРЮЛ сведений об изменениях, вносимых в учредительные документы;


ь Выписка из ЕГРЮЛ;


ь Свидетельство о постановке на налоговый учет, если имеет место смена налоговой инспекции.


Учитывая, что сами налоговые не торопятся выдавать эти документы, операторам остается всего несколько дней для отправки заявления! Нужно иметь это ввиду и торопиться.


В случае, если крайний 30-дневный срок отправки заявления о переоформлении лицензии пропущен, отправлять его уже не имеет смысла.


Остается только один выход – получение новой (новых) лицензии.


В этой ситуации (да простит нас Связьнадзор) мы рекомендуем не поддаваться панике. До момента обнаружения Россвязьнадзором (при очередной проверке) несоответствия юридического адреса оператора с указанным в лицензии адресом вполне можно успеть оформить новые лицензии.


Мы продолжаем публикацию монографии, посвященной юридической сущности деятельности по присоединению сетей связи и их взаимодействию. Имя автора, по его просьбе, пока не называем. Копирование и иное распространение запрещено автором.

Правовые аспекты договора о присоединении

сетей электросвязи и

оказания услуг присоединения и пропуска трафика


§ 2. Дискуссия о работах и услугах в гражданском праве (применительно к теме исследования)


Коль скоро мы уже выявили в услугах присоединения некоторые признаки подряда, а также «нащупали» возможные трудности в определении судьбы имущества, созданного или преумноженного в процессе присоединения, становится очевидной необходимость детального рассмотрения обозначенной проблемы.


Как показывает изучение литературы об услугах, большее единодушие исследователи проявляют именно в признании атрибута услуги, чем в причислении ее к какому-либо роду явлений. Так, можно встретить отнесение услуг: 1) к деятельности вообще («под услугами мы понимаем общественно полезную деятельность…», – пишут В.И. Азар и И.А.Плетникова, далее приводя ограничивающие это предельно широкое определение характеристики: услуга «может быть определена как деятельность…»); 2) к действиям, которые рассматриваются в социологии как единица деятельности («в самом общем плане услугой является действие, приносящее помощь, пользу другому», – считает С.З. Джабраилов); 3) к продуктам труда («услуга… продукт труда особого рода…»); 4) к благам («…услуги являются продуктами труда, тождественными по своей экономической природе материальным благам»); 5) к товарам («…такой же товар, как и продукты питания, одежда и т.п.», – пишут применительно к жилищно-коммунальным услугам три автора, но и контекст их рассуждений, и общие взгляды «услуговедов» позволяют распространить их определение на услуги вообще; экономически отождествляет услуги с товарами М.В. Кротов: «различия между вещами и услугами следует искать не в экономическом содержании, а в их физической форме»).


Дискуссия о работах и услугах имеет давние корни в русской цивилистике. С принятием современного Гражданского кодекса Российской Федерации споры не только не были разрешены, но и получили новый импульс. Легальное понятие «услуги», исходящие из толкования статьи 779 главы 39 ГК РФ, крайне широко. Это крайне ограничивает возможности по разграничению договоров оказания услуг и договоров подряда.


М.И. Брагинский и В.В. Витрянский признают, что разграничение договоров на оказание услуг и подряда путем противопоставления «работы» и «услуги» является безуспешным. Авторы называют конституционными признаками подряда выполнение работ согласно заданию заказчика и передачу заказчику результатов в виде материальных объектов, носящих индивидуально-определенный характер.


Пожалуй, единственный критерий разграничения, который можно выявить из ГК РФ – это наличие специфического интереса заказчика.


Если этот интерес сводится к совершению действий, налицо договор возмездного оказания услуг, а в случае, когда предполагается совершение действий с передачей результата, имеет место договор подряда, для которого имманентен принцип: «результат венчает дело».


Е.А. Суханов указывает, что основным отличием договора подряда от договоров об оказании услуг является результат выполненных работ, имеющий овеществленную форму.


М.В. Кротов выделяет следующие конституционные признаки договора подряда: 1) подрядчик выполняет работу по заданию заказчика; 2) результатом работы является создание новой вещи либо восстановление, улучшение, изменение существующей вещи; 3) результат работы подрядчик обязан передать заказчику.


Услуги, по мнению М.В. Кротова, не имеют овеществленного выражения. Однако это не мешает ему подразделять услуги на нематериальные услуги и материальные услуги. Материальные услуги получают объективированное выражение либо в предмете природы, либо в личности потребителя и выражаются в создании новой вещи, ее перемещении, внесении в нее изменений и т.д.


В своей работе «Услуги в Гражданском праве России» Л.В. Санникова дает широкий экскурс, отражающий проблематику и широту взглядов на вопрос разграничения подряда и оказания услуг. В результате исследований Л.В. Санникова делает вывод о том, что единственным существенным отличием услуг от подрядных работ является их направленность на изменение или сохранение состояния невещественных благ (имущественные права, информация, нематериальные блага). Спорный вывод, не выдерживающий критики, если применить его к работам по бытовому обслуживанию.


Подробно изложена дискуссия о работах и услугах, а также о месте договора на оказание возмездных услуг в системе гражданско-правовых обязательств в монографии В.В. Кваниной «Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере высшего профессионального образования».


В.В. Кванина обращает внимание на то, что на практике встречаются договоры, осложненные элементами различных типов. Если элементы одного типа носят вспомогательный характер по отношению к элементам основного типа, то договор нового типа не возникает. Если же договор содержит элементы различного типа, и они несут разную нагрузку, то такой договор является смешанным. В отношении смешанных договоров по общему правилу предусматривается применение в соответствующих частях правил о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре (ч.3 ст.421 ГК РФ).


В результате исследований В.В. Кванина приходит к выводу, что договор возмездного оказания услуг является не типом, а группой договоров, направленных на оказание разнообразных услуг как фактического, так и юридического свойства, и не нашедших до настоящего времени самостоятельного отражения в Гражданском кодексе.


Федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты выполняют функции специального регулирования тех или иных сфер гражданских правоотношений.


В отношении объекта нашего исследования это Федеральный закон Российской Федерации от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2005 № 161 «Об утверждении Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия» и рад других нормативных правовых актов, которые будут упомянуты в этой работе ниже.


Таким образом, современным доктринальным критерием разграничения договоров на оказание услуг и подряда является интерес заказчика: 1) в договоре на возмездное оказание услуг у заказчика имеется специфический интерес, выражающийся в получении «полезного эффекта» от определенной деятельности исполнителя; 2) в договоре подряда у заказчика имеется интерес в приобретении вещественного результата деятельности исполнителя.


Нужно признать, что указанный критерий разграничения не дает стопроцентного результата. Может быть, эта задача и вовсе неразрешима… Тем не менее, воспользуемся наработками ученых цивилистов и продолжим исследование деятельности по присоединению и взаимодействию сетей связи, соотнося сущность указанных видов деятельности с критериями деятельности по возмездному оказанию услуг.


Деятельность по согласованию проектной документации Правила присоединения относят к услуге присоединения (п.16). Однако такое установление вызывает большие сомнения.


Услуга присоединения в части согласования проектной документации вряд ли может считаться услугой, ввиду отсутствия у присоединяемого оператора особого интереса в ее результатах. Конечно, нельзя отрицать наличие интереса полностью. Но что это за интерес? Он вторичен и случаен. Интерес в согласовании возникает только тогда, когда у присоединяемого оператора возникают сомнения в качестве проекта и в его соответствии реальным условиям. А сомнения такие возникают, когда проект основан на неполных или недостоверных сведениях, которые могут быть получены и получаются в виде условий присоединения от присоединяющего оператора. Так что, если присоединяющий оператор предоставил все необходимые сведения для разработки проекта, никакого интереса в согласовании проекта у присоединяемого оператора не возникает.


Действия по согласованию проекта скорее носят контрольный характер со стороны присоединяющего оператора и приобретают характер обязанности для присоединяемого оператора.


Нам представляется, что согласование проектной документации не является услугой, а носит все признаки условия договора, поскольку на самом деле является условием для получения от присоединяющего оператора необходимых услуг присоединения, а в последствии и услуг по пропуску трафика. Логичнее было бы отнести обязанность согласования проекта к числу требований Правил присоединения.


Попытаемся «взвесить» все «за» и «против» отнесения действий по присоединению сетей связи в части монтажа и наладки оборудования, образующего точку присоединения, к договорам подряда.


Услуга присоединения в части действий по монтажу и наладке оборудования, образующего точку присоединения, имеет некоторые признаки подрядных работ:


1) Работы выполняются присоединяющим оператором по заданию присоединяемого оператора (заказчика). Заказчик имеет определенную степень свободы в определении объема работ. Он может выбрать местоположение точек присоединения (если возможность такого выбора предоставляет присоединяющий оператор), также в любом случае он может выбрать величину пропускной способности «точек присоединения» (иначе говоря, количество точек присоединения).


2) Результат работ носит материальный характер и имеет овеществленное воплощение, выражающееся в дооснащении оборудования связи, принадлежащего присоединяющему оператору. Результат отделим от самой деятельности и стабилен по времени. Однако, не указанный материальный результат является интересом заказчика, а те функциональные возможности которые он несет.


Вместе с тем по ряду признаков действия по монтажу и наладке оборудования, образующего точку присоединения, не могут быть отнесены к подрядным работам:


1) Материальный результат не передается заказчику, а остается в собственности присоединяющего оператора. В этом проявляется главный признак деятельности по присоединению как услуги и ее отличия от подряда. Ведь цель подряда состоит в наделении заказчика правом собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления) на предмет договора.


2) Указанные работы однозначно улучшают имущество присоединяющего оператора и увеличивают его стоимость.


3) У заказчика нет прямого интереса в той части результатов, которые касаются материального улучшения имущества исполнителя. Заказчик лишь приобретает возможность использовать полезные свойства, которые несет материальный результат.


Более того, обнаруживаются специфические черты действий по монтажу и наладке оборудования, образующего точку присоединения, которые обычно свойственны услугам:


1) Заказчик имеет специфический интерес, выражающийся в наделении оборудования, принадлежащего исполнителю, новыми качествами – способностью пропускать трафик между взаимодействующими сетями. Этот интерес реализуется через преумножение имущества заказчика. Вместе с тем интерес является не односторонним, он взаимен! Как мы уже говорили выше, присоединяющий оператор также заинтересован в пропуске трафика, так как это несет ему предпринимательские выгоды.


2) Указанный интерес (интерес в пропуске трафика) является нематериальным и неовеществленным.


Поскольку деятельность по монтажу и наладке «точек присоединения» не обладает важнейшим признаком подрядных работ, которым является передача заказчику материального результата, а наличие интереса в результатах работ у заказчика (присоединяемого оператора) неоспоримо, указанный вид деятельности является услугой.


Таким образом, исходя из положений Правил присоединения, деятельность по монтажу и наладке «точек присоединения» является специфическим видом услуг, оказываемых присоединяющим оператором присоединяемому оператору, и выражается в придании имуществу присоединяющего оператора необходимых свойств и способностей. Однако пока остается нерешенным вопрос о «судьбе» произведенного улучшения.


Услуги присоединения в части действия по непосредственному присоединению в зависимости от их конкретного содержания в той или иной мере имеют черты сходные с действиями по монтажу и наладке «точек присоединения». Например, если действия сводятся лишь к включению, однозначно преобладают признаки услуги. Если действия включают иные работы, появляются свойства подрядных обязательств.


Услуги по обслуживанию точек присоединения без сомнения имеют характерные черты услуг: 1) наличие нематериального интереса, выражающегося в полезном эффекте от деятельности исполнителя - бесперебойном функционировании «точек присоединения», заметим еще раз, что этот интерес имеют обе стороны; 2) результат (полезный эффект) неотделим от деятельности исполнителя и потребляется одновременно с оказанием этих услуг.


Вышесказанное позволяет нам сделать вывод о том, что действия по присоединению являются специфическим видом услуг, оказываемых оператором присоединяющей сети связи оператору, желающему осуществить присоединение своей сети связи, и реализующихся посредством разовых и периодических действий, направленных на имущество оператора присоединяющей сети с целью придания и поддержания у этого оборудования необходимых свойств, позволяющих пропускать трафик между взаимодействующими сетями связи.


§ 3. Сочетание частно-правовых и публично-правовых начал в регулировании присоединения сетей электросвязи


Каждый из субъектов (операторов связи), действуя в той или иной степени самостоятельно и преследуя частные предпринимательские цели, в той или иной мере заинтересован в предоставлении услуг связи максимально широкому кругу и лиц и на максимальной территории.


Специфика связи, как сферы предпринимательской деятельности, заключается в том, что предоставление некоторых видов услуг связи (междугородная и международная телефонная связи, а также передача данных) невозможно без взаимодействия и привлечений ресурсов других операторов связи. Предоставление же других видов услуг связи силами одного при этом обязательно весьма крупного оператора возможно, но неизбежно ведет к монополизации со всеми свойственными монополистическому рынку недостатками.


В настоящее время главной особенностью российского рынка связи является одновременное присутствие очень крупных компаний как регионального, так и федерального масштабов, так и весьма мелких компаний и даже индивидуальных предпринимателей.


Как любые другие субъекты гражданского оборота и крупные и мелкие компании (операторы связи) имеют изначально равные права и полную хозяйственную самостоятельность.


В связи, как подотрасли гражданского права, самым универсальным и экономичным способом регулирования является саморегуляция. Государство должно предоставлять субъектам права такую возможность саморегулирования, ибо никакие его нормативные акты не в состоянии предусмотреть все возможные в жизни варианты поведения, наиболее целесообразные во всех мыслимых ситуациях.


Основным методом регулирования деятельности в сфере связи является частно-правовой диспозитивный метод. Главным инструментом при этом является межоператорский договор о присоединении и взаимодействии сетей связи, определяющий порядок присоединения сетей и порядок пропуска трафика.


Договорная форма наиболее гибко и оперативно способна обеспечить баланс между спросом и предложением, насытить рынок необходимым товаром. Услуги по присоединению сетей связи и по пропуску трафика являются специфическим товаром, без которого невозможно полноценное оказание услуг связи потребителям. При этом потребителями услуг присоединения и пропуска трафика являются операторы связи (п.1 ст.19 ФЗ «О связи»), оказывающие услуги связи конечным потребителям: гражданам и юридическим лицам.


Между тем у ведущих цивилистов нет иллюзий по поводу возможностей частноправовых способов регулирования, абсолютной свободы договора. В развитом рыночном хозяйстве свобода договоров не может иметь абсолютного характера и неизбежно подвергается тем или иным ограничениям, установленным в публичном интересе.


Если бы реалии российского рынка были таковы, что на нем присутствовало бы некоторое количество относительно равных по размеру, конкурирующих операторов связи, вполне возможно, что законодатель ограничился бы лишь рамочным регулированием, предоставив возможность субъектам права самостоятельно регулировать правоотношения, возникающие по поводу взаимодействия сетей связи. В конкурентном рынке и мелкие операторы смогли бы нормально развиваться, выбирая того или иного оператора в качестве присоединяющего.


Особенность же в том, что на любом территориальном рынке в России присутствует, как привило, лишь один крупный оператор связи. При этом, субъективный фактор в руководстве любой такой компании неизбежно порождает тенденции полного захвата рынка, ведет к полному неприятию присутствия на рынке любой другой не аффилированной компании. Что объективно ведет к замкнутости рынка, закрытости его для инвестиций, что может повлечь стагнацию.


Кроме того, связь, как отрасль предпринимательской деятельности, в поздний индустриальный и постиндустриальный периоды развития экономики, когда значение информации и своевременности ее доставки многократно увеличивается, приобретает весьма существенную роль. Связь из числа вспомогательных сфер деятельности становится одной из определяющих, способных оказывать решающее значение на темпы развития экономики в целом. Очевидно, что обществу и государству небезразлично как эта отрасль будет развиваться.


Ввиду таких особенностей государство обязано принимать известные меры охраны участников правоотношений от злоупотреблений недобросовестных лиц и в определенной мере защищать более слабую сторону, а в необходимых случаях принуждать к соблюдению общественных (публичных) интересов. Частноправовые начала неизбежно приходится ограничивать с целью исключения монополизма и недобросовестной конкуренции.


До принятия ныне действующего блока нормативных правовых актов, регулирующих отношения по присоединению и взаимодействию сетей связи, в указанной сфере публично-правовые начала присутствовали. Однако направлены эти начала были отнюдь не на поддержание конкуренции.


Федеральный закон Российской Федерации от 16.02.1995 № 15-ФЗ «О связи» лишь декларировал равенство прав на участие в деятельности в области связи (ст. 5). Нормы права, регулирующие взаимодействие, в законе полностью отсутствовали. В этой сфере преобладали подзаконные акты, которые удивительным образом трансформировали принцип равенства прав операторов связи и закрепляли позиции «традиционных» операторов связи, ограждая их от любой конкуренции.


Правила присоединения ведомственных и выделенных сетей электросвязи к сети электросвязи общего пользования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.1996 № 1254, устанавливали порядок присоединения. При этом присоединение было возможно только к сетям связи операторов, имевшим специальные лицензии, допускавшие присоединение. Оператор связи, не имевший такой лицензии, не имел права присоединять к своей сети связи сети связи других операторов. Рассчитывать получить такую лицензию мог только оператор, имевший абонентскую емкость более 6000 номеров и сеть связи со структурой, отвечающей специальным (весьма сложным) требованиям.


Таким образом, на каждом территориальном рынке, за редким исключением, присутствовал лишь один оператор связи, осуществлявший присоединение сетей связи других операторов, который кроме своей исключительности имел возможность отказать в присоединении по причине отсутствия технической возможности (п. 18 Правила присоединения ведомственных и выделенных сетей). Так что на практике операторам зачастую приходилось оплачивать появление такой возможности.


Правила присоединения ведомственных и выделенных сетей устанавливали существенные условия договора о межсетевом взаимодействии (п.30) и регулирование взаиморасчетов между операторами взаимодействующих сетей связи.


Основные положения ведения взаиморасчетов между операторами сетей электросвязи, образующих сеть электросвязи общего пользования, за предоставляемые сетевые ресурсы и участие в передаче нагрузки этих сетей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.1997 № 1331, устанавливали подробный порядок ведения расчетов.


Основными положениями предусматривалось ведение расчетов между операторами взаимодействующих сетей связи в зависимости от пропущенного трафика на зоновом и междугородном уровнях. На местных телефонных сетях предполагалось, что расчеты могут вестись в зависимости от пропущенного трафика, при наличии возможности такого учета, в остальных случаях предусматривалась фиксированная плата за пользование сетевыми ресурсами (п.15-18).


Основным и первичным документом, определявшим взаимоотношения между операторами связи в процессе присоединения, по сути, были Технические условия на присоединение сети электросвязи (п.16 Правила присоединения ведомственных и выделенных сетей). Договор о присоединении так же заключался, однако требования к его содержанию были минимальны (п.27), существенные условия, помимо технических, определены не были. На практике, договор о присоединении служил лишь основанием для проведения расчетов и порой не содержал ни прав и обязанностей сторон, ни существенных условий. Зачастую, договоры и вовсе отсутствовали.


Взаимоотношения операторов связи по вопросам взаимодействия сетей связи строились на основе договоров о межсетевом взаимодействии (п.30 Правила присоединения ведомственных и выделенных сетей). Предметом договора, в подавляющем числе случаев, было предоставление соединительных линий по фиксированным ценам вне зависимости от объема пропущенного трафика.


Таким образом, существовавшее до 2006 года нормативное регулирование лишь усиливало монополизм в отрасли, особенно в сфере фиксированной телефонной связи.


Блок ныне действующих нормативных правовых актов в сфере связи, кардинально изменил порядок регулирования отношений, возникающих между операторами связи по поводу присоединения и взаимодействия сетей связи. Значительно усилились публично-правовые начала, имеющие общую направленность на демонополизацию отрасли, создание условий для беспрепятственного вхождения в рынок новых субъектов.


Перечислим основные, принципиальные положения складывающегося правового режима деятельности в сфере связи.


Постепенный переход от регулирования тарифов на услуги связи к регулированию межоператорского взаимодействия.


Операторы связи имеют право присоединять свои сети связи к сетям связи других операторов, и обязаны присоединять сети других операторов к своим сетям связи (п. 1-2 ст. 18 ФЗ «О связи»).


Присоединение и взаимодействие осуществляется на основании договоров о присоединении. Требования к содержанию договоров, в т.ч. существенные условия, и порядок заключения договоров устанавливается Правилами присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия (п.3 ст.18 ФЗ «О связи»).


В отношении операторов связи, занимающих существенное положение в сети электросвязи общего пользования, устанавливаются особые условия:


- к договорам о присоединении, заключаемым с операторами, занимающими существенное положение, распространяются требования ГК РФ о публичном договоре (п.1 ст.19 ФЗ «О связи»);


- операторы, занимающие существенное положение, обязаны публиковать условия присоединения, требования к которым и порядок опубликования устанавливается Правилами присоединения. Федеральный орган исполнительной власти в области связи – Федеральная служба по надзору в сфере связи наделяется полномочиями по контролю за соответствием опубликованных условий присоединения действующим нормативным правовым актам (п.3 ст.19 ФЗ «О связи»);


- цены на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования, подлежат государственному регулированию (ст.20 ФЗ «О связи») в соответствии с правилами, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.


Правилами присоединения устанавливается перечень и состав услуг присоединения и услуг по пропуску трафика (п. 16, приложение № 1 и приложение № 2).


Устанавливается обязанность операторов телефонной связи вести расчеты за услуги по пропуску трафика в зависимости от его объема т.е. повременно или побайтно (п.25 Правил присоединения).


Обязательные для операторов связи требования к построению сетей связи, требования к порядку пропуска трафика и др. устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области связи - Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации .


Как видим, «новый правовой режим» поставил всю систему взаимоотношений на ноги, сформировал предпосылки равноправных отношений операторов связи.


Усиление публично-правовых начал в регулировании правоотношений, возникающих по поводу присоединения сетей электросвязи, очевидно. И эту направленность мы поддерживаем, разумеется, если она не выйдет за рамки разумного. А опасность, что это произойдет, очень велика. Юридическая техника нормативных правовых актов, издаваемых Правительством Российской Федерации и в особенности Министерством информационных технологий и связи, далека от совершенства. Толкование неоднозначно.


Вместе с тем реформирование отрасли находится в самом начале. Правила присоединения вступили в силу только с 1 января 2006 года, а реально стали действовать с осени 2006 года. Лишь с сентября 2006 года операторы приступили к заключению «новых» договоров о присоединении.


Нормативная правовая база совершенствуется, уже сейчас внесены десятки поправок, устраняющих противоречия. Огромное значение в совершенствовании нормативной базы и установлении публично-правовых гарантий обеспечения конкуренции в отрасли могли бы играть организации (ассоциации) операторов связи, которые сейчас организуются в регионах и объединяются на федеральном уровне.


В развитие нормативной правовой базы Правительством Российской Федерации утверждены Правила присоединения и взаимодействия сетей связи для распространения программ телевизионного вещания и (или) радиовещания, которые вводятся действие с 1 марта 2007 г.


Практическое регулирование пока осложнено полным отсутствием научных разработок и судебной практики.


Пока нам не известно ни об одном судебном решении, разрешившем спор, возникший из правоотношений основывающихся из новых нормативных правовых актов, регулирующих присоединение и взаимодействие сетей связи.


Библиотека Бюро пополнилась следующими документами:


Федеральный закон Российской Федерации от 9.02.2007 № 14-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи».


Закон вносит изменения, дополнения в ФЗ «О связи», вступающие в силу по истечении 180 дней со дня опубликования.


Внесены изменения в глоссарий (ст.2). Операторам связи и застройщикам вменяется в обязанность принимать меры защиты средств связи и сооружений связи от несанкционированного доступа к ним (ст.7).


Вводится обязательная процедура экспертизы соответствия системного проекта сети связи требованиям в области связи, установленным настоящим Федеральным законом и (или) в соответствии с ним. Системный проект сети связи - схема построения сети электросвязи с соответствующими такой схеме расчетными значениями (с учетом предъявляемых к сети электросвязи обязательных требований и планируемого объема оказываемых услуг связи) величин, определяющих технические возможности входящих в состав сети электросвязи средств связи, линий передачи и физических цепей, и монтированной емкости.


Право проведения экспертиз будет предоставлено организациям и гражданам-предпринимателям, аккредитованным федеральным органом исполнительной власти по надзору в области связи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.


Также, вводится обязательная регистрация сетей электросвязи, входящих в сети связи общего пользования. Однако, не все сети будут подлежать регистрации, а лишь начиная с определенной величины монтированной емкости. Как будет определяться монтированная емкость для сетей передачи данных? Сие неведомо… Очевидно, что регистрация начнется после введения Правительством РФ соответствующего порядка. Ранее построенные сети должны быть зарегистрированы до 1 января 2010. То, что такая регистрация (путем получения разрешения на эксплуатацию) уже была проведена, видимо никого не смущает… Ладно хоть бесплатно.


Постановление Правительства РФ от 14.12.2006 № 767 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности».


Кроме прочего, устанавливает, что лицензирование телерадиовещания осуществляет Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.


Из полномочий Федеральной службы по надзору в сфере связи изымается лицензирование международного информационного обмена федеральными информационными ресурсами и информационными ресурсами, находящимися в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и лицензирование деятельности удостоверяющих центров электронной цифровой подписи.

Бюро “СвязьКонсульт” просит своих абонентов предлагать темы для обзоров

и задавать вопросы по адресу – info@svcons.ru.

Также Вы можете воспользоваться информацией, размещенной на сайте Бюро - www.svcons.ru.


 

| Главная | Форум | Обзоры | Новости | Библиотека | Статьи | Вся связь Челябинска | Сертификаты | Отзывы | Ссылки |