Сегодня 20.11.2017

 Телеф.:

 (351) 777-06-26
 (351) 266-62-66

 Адрес:

454091,Челябинск, 
 а/я 13063

E-mail:

 info@svcons.ru

Обновление 28.01.2014


Главная


Форум


Обзоры


Новости


Библиотека


Статьи


Вся связь Челябинска


Сертификаты


Отзывы


Ссылки


Обзоры
 

Обзоры Бюро "Связьконсульт", представленные для всеобщего обозрения.

Актуальные обзоры ежемесячно рассылаются Бюро своим абонентам.

Предложение о представлении упомянутых в обзорах документов действительно также только для абонентов Бюро.


год\мес 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001                     + +
2002 +   + + + + + + + + + +
2003 + + + + + + + + +

+
2004   +     + + + + + +
2005   + + + + + + + + +
2006 + + + + +   + + + +   +
2007 + + + + + + + + + +
2008 + + + + +         +
2009 + + +     + +   + + +
2010 +   + +   +     + +    
2011 + +  + + + + + + + +
2012 + + + + + +  
2013 +  + + + + + + + +
2014 +  + + + + + + + +
2015 обзоры за 2015-2016 по запросу info@svcons.ru

ОБЗОР

Январь 2007

Уважаемые абоненты!

Мы благодарим вас за то, что вы продлили договоры с Бюро «СвязьКонсульт».

В ответ на доверие мы приложим все силы для того, чтобы помочь вам в новом 2007 году, который, без сомнения, станет сложным, но в то же время – интересным.


Начиная с этого номера мы начинаем публикацию монографии, посвященной юридической сущности деятельности по присоединению сетей связи и их взаимодействию. Имя автора, по его просьбе, пока не называем. Копирование и иное распространение запрещено автором.

Правовые аспекты договора о присоединении

сетей электросвязи и

оказания услуг присоединения и пропуска трафика

Глава 1. Правовое регулирование деятельности по присоединению и взаимодействию сетей электросвязи в российском гражданском праве


§ 1. Деятельность по присоединению и взаимодействию сетей электросвязи как объект правового регулирования


Бесспорно, сеть связи общего пользования является чрезвычайно сложной системой, состоящей из множества технологических подсистем и элементов (сетей связи и объектов связи). Структурная сложность сети связи общего пользования усугубляется тем, что составляющие ее подсистемы и элементы находятся во владении и управлении множества субъектов (операторов связи), имеющих юридическую и хозяйственную самостоятельность.


С функциональной точки зрения, предоставление возможности отправлять и принимать информационные сообщения конечным пользователям – потребителям услуг связи - является главной задачей деятельности любого оператора связи. При этом преследуется вполне определенная цель – получение прибыли от деятельности по предоставлению услуг связи. Вместе с тем, предоставление услуг связи конечным потребителям без привлечения возможностей других операторов связи, в большинстве случаев, оказывается невозможным. К примеру, при совершении телефонного звонка от абонента, находящегося в Челябинске, к абоненту, находящемуся в Москве, в установлении соединения (при многократных соединениях говорят о пропуске трафика) принимают участие, по крайней мере, три оператора связи, имеющие соответствующие сети связи. Таким образом, необходимым элементом в процессе предоставления услуг связи становится взаимодействие сетей связи различных операторов связи. Взаимодействие же сетей связи становится возможным после их присоединения.


Присоединение сетей электросвязи – установление технико-технологического взаимодействия средств связи двух сетей связи, при котором становится возможным пропуск трафика между этими сетями минуя другие сети связи. Присоединение одних сетей связи к другим осуществляется на основании заключаемых между операторами связи договоров о присоединении сетей электросвязи (п.1 ст.19 ФЗ «О связи»), которыми регулируются правоотношения по оказанию услуг присоединения и пропуска трафика.


Взаимодействие сетей связи – сложный технологический процесс по пропуску трафика от одной сети связи к другой сети связи через стык между взаимодействующими сетями. При этом взаимодействие сетей сводится к оказанию услуг по пропуску трафика.


Таким образом, объектами правового регулирования деятельности по присоединению и взаимодействию сетей электросвязи являются:


1) общественные отношения, складывающиеся в процессе оказания услуг по присоединению сетей электросвязи;


2) общественные отношения, складывающиеся в процессе оказания услуг по пропуску трафика между взаимодействующими и присоединенными сетями электросвязи.


Услуга присоединения, оказываемая одним оператором другому оператору, включает в себя:


1) согласование проектно-сметной документации, необходимой другому оператору для реализации установленных договором о присоединении условий присоединения сетей электросвязи и пропуска трафика;


2) монтаж и наладку средств связи, образующих точку присоединения;


3) присоединение сети связи;


4) обслуживание средств связи, образующих точку присоединения, в течение срока действия договора о присоединении.


Услуги по пропуску трафика подразделяются на следующие виды:


1) услуги завершения вызова на сеть связи одного из взаимодействующих операторов связи – деятельность, направленная на обеспечение пропуска трафика от точки присоединения к сети оператора связи к пользовательскому (оконечному) оборудованию, подключенному к сети связи того же оператора;


2) услуги завершения вызова на сеть связи другого (третьего) оператора связи – деятельность, направленная на обеспечение пропуска трафика от точки присоединения к пользовательскому (оконечному) оборудованию, подключенному к сети связи другого оператора связи;


3) услуги транзита вызова – деятельность оператора связи, направленная на обеспечение пропуска трафика через его сеть связи трафика между сетями двух других операторов электросвязи;


4) услуги инициирования вызова – деятельность, направленная на обеспечение пропуска трафика от пользовательского (оконечного) оборудования, подключенного к сети связи данного оператора связи, до точки присоединения к сети данного оператора связи при предоставлении доступа к услугам связи, оказываемым другими операторами сетей фиксированной телефонной связи или операторами сетей передачи данных.


Тяжеловесные легальные определения услуг по пропуску трафика трудны для восприятия с организационно-технической точки зрения, кроме того, они не блещут точностью и однозначностью. Однако, важнейшие признаки, позволяющие отнести деятельность по пропуску трафика к специфическому виду договорных обязательств по возмездному оказанию услуг, как нам представляется, видны и неоспоримы.


Воспользуемся выводами виднейших российских цивилистов и дадим характеристики деятельности по пропуску трафика именно как услуги:


1) Интересы сторон в договоре о пропуске трафика сводятся к совершению длящихся действий оператора связи, выражающихся в управлении средствами связи таким образом, чтобы трафик, исходящий из сети другого оператора, распознавался, надлежащим образом обрабатывался и беспрепятственно перенаправлялся по адресу, указанному в сигнальной информации. Как пишут В.В.Витрянский и М.И. Брагинский, если этот интерес сводится к совершению действий, налицо договор возмездного оказания услуг.


2) Деятельность по пропуску трафика не имеет овеществленного результата, отделимого от самой деятельности оператора связи, пропустившего трафик по своей сети. Д.И. Степанов называет отсутствие овеществленного результата как существенный признак обязательства по оказанию услуг.


3) Услуга по пропуску трафика (ее положительный эффект) потребляется оператором связи, в чьих интересах трафик пропускается, одновременно с оказанием ему этой услуги другим оператором связи. Налицо «моментальная потребляемость услуги». Или, как говорят В.В. Витрянский и М.И. Брагинский, результат становится неотъемлемой частью соответствующих действий как таковых.


Однако, с деятельностью, связанной с присоединением сетей связи, не все так однозначно. С одной стороны и ФЗ «О связи» (п.2 ст.18) и Правила присоединения (п.16 и Приложение № 1) говорят об услугах присоединения. Но, с другой стороны, по крайней мере, на первый взгляд, легальный перечень услуг присоединения (п.16 Правил присоединения) содержит виды деятельности, имеющие признаки работ, а не услуг. Речь идет о монтаже и наладке средств связи, образующих точку присоединения, и о собственно присоединении.


Вопрос о том, каким видом договорных обязательств, подрядным или обязательством о возмездном оказании услуг являются действия по присоединению сетей связи не праздный. От решения этого вопроса зависит не только как будут применяться нормы главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) напрямую или субсидиарно в порядке ст.783 ГК РФ, но и то, как будет решаться судьба результатов работ по присоединению. Напомним, что для подрядных работ обязательным условием является передача результатов заказчику, в то время как получатель услуг довольствуется интересом.


Присоединение, как некий конечный объем действий, является предварительной стадией по отношении к последующим неограниченным действиям по пропуску трафика через «точку присоединения» от одной сети связи к другой и в обратном направлении.


Вспомним, что действия (услуги) по присоединению, согласно Правилам присоединения, включают: согласование проектной документации; монтаж и наладку оборудования, образующего точку присоединения; собственно работы по присоединению; обслуживание оборудования, образующего точку присоединения. Теперь разберем эти действия подробнее, выявляя их сущность.


Проектные работы в том или ином виде предшествуют любой строительно-монтажной и пуско-наладочной деятельности на сетях связи. Основываются они на данных, полученных предварительно. В нашем случае, предварительными данными обладает присоединяющий оператор, а Правила присоединения обязывают его изложить эти данные в условиях присоединения, являющихся существенными условиями договора. От того насколько качественно будут подготовлены условия присоединения, зависит качество проектных работ.


Согласование проектной документации, необходимой присоединяемому оператору для реализации установленных договором о присоединении условий присоединения сетей электросвязи и пропуска трафика, в прямом смысле, нельзя назвать услугой. Это скорее необходимая контрольная функция со стороны присоединяющего оператора, заключающаяся в анализе заложенных проектных решений по осуществлению необходимых работ, производимых присоединяемым оператором (прокладка кабелей связи, установка оборудования систем передачи и т.п.). Согласование производится в интересах обоих операторов, организующих присоединение, поскольку они в равной мере заинтересованы в том, чтобы последующие работы по присоединению были осуществлены успешно, трафик пропускался через «точку присоединения» в обоих направлениях (отсюда и следует взаимная заинтересованность) с тем качеством, которого требуют условия взаимодействия сетей связи. Правила присоединения никак не уточняют порядок согласования и не устанавливают основания, по которым присоединяющий оператор имеет право отказать в согласовании проектной документации. Такая неопределенность неизбежно вызовет споры между операторами связи.


Монтаж и наладка оборудования, образующего точку присоединения, представляет собой комплекс работ по оснащению оборудования связи присоединяющего оператора (в телефонии – это коммутаторы автоматических телефонных станций (АТС) или оборудование систем передачи, связывающее взаимодействующие коммутаторы) платами и (или) устройствами, позволяющими организовать информационные и сигнальные каналы связи между оборудованием связи присоединяющего оператора и оборудованием связи присоединяемого оператора.


Совершенно очевидным является то, что оснащение оборудования присоединяющего оператора дополнительными платами и (или) устройствами улучшает это оборудование, придает ему дополнительные полезные качества и увеличивает его стоимость. Таким образом, деятельность по монтажу и наладке оборудования, образующего точку присоединения, имеет вполне реальный овеществленный результат, отделимый от самой деятельности. Однако этот результат не передается в материальном смысле заказчику – присоединяемому оператору, а воплощается в дооснащении оборудования присоединяющего оператора, т.е. преумножает его имущество.


Присоединение сети связи – ключевой этап предоставления услуги присоединения. Однако, ни ФЗ «О связи», ни Правила присоединения не содержат ни слова о том, в чем оно (присоединение) заключается. Между тем, в понятие «присоединение» может уместиться любой объем работ. Это может быть простое включение в порт (разъем) оборудования, образующего точку присоединения, в том случае, когда присоединяемый оператор самостоятельно проложил необходимые линии связи и установил необходимое оборудование системы передачи. А может быть - комплекс работ, объединяющий и включение, и прокладку линий связи, и прочие необходимые работы.


Понятно, что невозможно предусмотреть в Правилах присоединения все разнообразие вариантов присоединения. Разработчики Правил оставили этот вопрос на усмотрение сторон договора о присоединении. Однако надо иметь ввиду то, что сейчас мы говорим о предмете договора, а закон (ч.1 ст.432 ГК РФ) требует его определенности под угрозой того, что договор может оказаться незаключенным.


С другой стороны, именно от того, что стороны договора отнесут к действиям по присоединению, будет зависеть и порядок регулирования этих отношений и судьба имущества впоследствии.


В любом случае присоединение одной сети связи к другой является материализованным результатом того или иного объема действий, реально существующим после производства этих действий и увеличивающим стоимости обеих взаимодействующих сетей связи.


Обслуживание средств связи, образующих точку присоединения, в течение срока действия договора о присоединении является комплексом периодических действий, направленных на поддержание указанного оборудования в должной работоспособности. Это, очевидно, необходимо, в противном случае пропуск трафика окажется невозможным, и стороны утратят возможность удовлетворения своих потребностей в пропуске трафика, а как следствие, не смогут предоставлять услуги связи своим абонентам в полном объеме.


Обслуживание средств связи, образующих точку присоединения, без сомнения, является услугой, характеризующейся неотделимостью, моментальной потребляемостью и отсутствием долговременного овеществленного результата. Целью услуги является обеспечение бесперебойного функционирования «точек присоединения». Однако наблюдается важная особенность – объектом услуги является не имущество заказчика (присоединяющегося оператора), а имущество исполнителя работ.


Системное толкование Правил присоединения дает основания полагать, что присоединяющий оператор оказывает услуги присоединения присоединяемому оператору. Однако, надо иметь ввиду то, что средства связи, образующие точки присоединения, в течение срока действия договора о присоединении, используются не только в интересах присоединенного оператора. Присоединяющий оператор имеет не меньший интерес в бесперебойном функционировании «точек присоединения». Присоединение к сети связи присоединяющего оператора сети связи присоединенного оператора позволяет увеличить доходность предпринимательской деятельности присоединяющего оператора.


Вот составляющие этой доходности: 1) с увеличением общего количества абонентов сети связи общего пользования, абоненты присоединяющего оператора получают больше возможностей удовлетворить свои потребности в связи и совершить исходящие соединения (увеличивается количество потенциальных «адресатов»), а значит и растут возможности присоединяющего оператора увеличить доходы, получаемые от своих абонентов; 2) абоненты присоединенного оператора получают возможность совершать «звонки» в сторону абонентов присоединяющего оператора, что обуславливает обязанность присоединенного оператора производить оплату услуг присоединяющего оператора по пропуску трафика (плата за услуги завершения вызовов).

Ответы Бюро на часто задаваемые вопросы операторов:


Является ли законным положение Правил присоединения о том, что оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования, направляет проект договора оператору, направившему оферту о заключении договора? Ведь Гражданский кодекс (глава 28) устанавливает иное.


СВК> Противоречия здесь нет. Дело в том, что п.4 ст.426 ГК РФ предусматривает право Правительства Российской Федерации устанавливать правила заключения публичных договоров. А поскольку договор о присоединении сетей электросвязи является публичным (ст.19 ФЗ «О связи»), значит порядок, установленный Правилами присоединения, является законным.


Является ли законной постоянная составляющая платы за услуги местной телефонной связи - «предоставление абоненту в постоянное пользование абонентской линии» (за 130 руб. в месяц)?


СКВ> К сожалению, да. Хотя это совершенно однозначно противоречит сущности повременной системы оплаты и превращает повременку в комбинированный тариф. Кроме того, и Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи (утв. постановлением Правительства РФ от 18.05.2005 № 310) не содержат такого вида услуг.


Но вот в Положении о государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи (утв. постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 № 637) такая услуг предусмотрена (п.7 приложения).


Впрочем, как нам представляется, есть основания оспорить постановление № 637…


Библиотека Бюро пополнилась следующими документами:


Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2006 № 245-ФЗ «О внесении изменений в статьи 59 и 60 Федерального закона «О связи».


Закон вносит изменения, дополнения в ФЗ «О связи», вступающие в силу с 1 января 2007. Отныне правильность и своевременность осуществления операторами сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания контролируются органом исполнительной власти в области связи (Россвязьнадзором). Устанавливается ставка в 1,2% от доходов. В случае неоплаты предусматривается взыскание через суд.


Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2006 № 254-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».


Дата отмены лицензирования аудиторской деятельности и дата отмены лицензирования деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений и проведению инженерных изысканий для строительства зданий и сооружений перенесена с 1 января 2007 года на 1 июля 2007 года.


Постановление Правительства Российской Федерации от 11.12.2006 № 785 «Об утверждении правил оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания».


Правила регулируют отношения между абонентом или вещателем и оператором связи, оказывающим услуги связи для целей кабельного и (или) эфирного телевизионного вещания и (или) радиовещания (далее - телерадиовещание), в случае заключения возмездного договора об оказании услуг связи для целей кабельного и (или) эфирного телерадиовещания (далее - услуга связи для целей телерадиовещания).


Приказ Мининформсвязи Российской Федерации от 07.12.2006 № 159 «Об утверждении правил применения технических средств (интерфейсных плат), встраиваемых в персональные компьютеры для обеспечения стыка с сетями фиксированной телефонной связи».


Устанавливает обязательное декларирование соответствия интерфейсных плат. Устанавливает требование к параметрам.


Приказ Мининформсвязи Российской Федерации от 07.12.2006 № 161 «Об утверждении правил применения оборудования тактовой сетевой синхронизации».


Правила устанавливают обязательные требования к параметрам оборудования тактовой сетевой синхронизации (далее - оборудование), предназначенного для использования в сети связи общего пользования и технологических сетях связи в случае их присоединения к сети связи общего пользования. Устанавливается обязательная сертификация указанного оборудования.


Приказ Мининформсвязи Российской Федерации от 11.12.2006 № 166 «Об утверждении правил применения средств связи, используемых для обеспечения доступа к информации информационно-телекоммуникационных сетей, передачи сообщений электронной почтой и факсимильных сообщений».


Правила устанавливают обязательные требования к средствам связи, используемым для обеспечения доступа к информации информационно-телекоммуникационных сетей, передачи сообщений электронной почтой и факсимильных сообщений, в сети связи общего пользования и технологических сетях связи в случае их присоединения к сети связи общего пользования. Устанавливает обязательное декларирование соответствия указанных средств связи.


Приказ Мининформсвязи Российской Федерации от 15.12.2006 № 167 «Об утверждении административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере связи по исполнению государственной функции по ведению реестра операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования».


Предусматривает порядок включения в реестр, изменения записи в реестре, исключение из реестра, предоставление выписки и публикацию информации.


Приказ Мининформсвязи Российской Федерации от 15.12.2006 № 168 «Об утверждении административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере связи по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на строительство, реконструкцию, проведения изыскательских работ для проектирования и ликвидации сухопутных линий связи при пересечении государственной границы Российской Федерации и на приграничной территории».


Исполнение указанной государственной функции поручено Россвязьнадзору.


Приказ Мининформсвязи Российской Федерации от 15.12.2006 № 169 «Об утверждении административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере связи по исполнению государственной функции по регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения.


Устанавливается подробный порядок, требования и сроки. Срок регистрации не должен превышать 10 рабочих дней.


Приказ Мининформсвязи Российской Федерации от 15.12.2006 № 169 «О назначении кодов выбора оператора связи и значения категории оконечного элемента сети связи для обеспечения доступа абонентов (пользователей) к услугам междугородной и международной телефонной связи, оказываемым ООО «СЦС Совинтел».


Названному операторы назначены коды «51» и «56».


Приказ Мининформсвязи Российской Федерации от 21.12.2006 № 176 «Об утверждении правил применения таксофонного оборудования».


Установлены требования к таксофонному оборудованию для целей обязательного декларирования соответствия.


Приказ Мининформсвязи Российской Федерации от 27.12.2006 № 177 «О внесении изменений в Приказ Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 08.08.2005 № 98».


Право пропускать трафик от местных телефонных сетей к сотовым сетям, если оба абонента имеют номера одной географически определенной зоны нумерации, минуя зоновые телефонные сети, продлевается до 1 июля 2007 года. А с 1 июля такое положение узаконивается. Судя по всему, сотовым операторам позволят использовать короткую нумерацию, как дополнительную к «длинному» федеральному номеру. Соединения же местных телефонов с сотовыми телефонами с «длинной» нумерацией будет осуществляться через «зону». При предоставлении услуг связи с доступом по коду пропуск трафика будет осуществляться через «зону».


Приказ Мининформсвязи Российской Федерации от 29.10.2006 № 127 «Об утверждении административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере связи по исполнению Государственной функции по выдаче разрешений на применение франкировальных машин».

Бюро “СвязьКонсульт” просит своих абонентов предлагать темы для обзоров

и задавать вопросы по адресу – info@svcons.ru.

Также Вы можете воспользоваться информацией, размещенной на сайте Бюро - www.svcons.ru.


 

| Главная | Форум | Обзоры | Новости | Библиотека | Статьи | Вся связь Челябинска | Сертификаты | Отзывы | Ссылки |