Сегодня 20.11.2017

 Телеф.:

 (351) 777-06-26
 (351) 266-62-66

 Адрес:

454091,Челябинск, 
 а/я 13063

E-mail:

 info@svcons.ru

Обновление 28.01.2014


Главная


Форум


Обзоры


Новости


Библиотека


Статьи


Вся связь Челябинска


Сертификаты


Отзывы


Ссылки


Обзоры
 

Обзоры Бюро "Связьконсульт", представленные для всеобщего обозрения.

Актуальные обзоры ежемесячно рассылаются Бюро своим абонентам.

Предложение о представлении упомянутых в обзорах документов действительно также только для абонентов Бюро.


год\мес 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001                     + +
2002 +   + + + + + + + + + +
2003 + + + + + + + + +

+
2004   +     + + + + + +
2005   + + + + + + + + +
2006 + + + + +   + + + +   +
2007 + + + + + + + + + +
2008 + + + + +         +
2009 + + +     + +   + + +
2010 +   + +   +     + +    
2011 + +  + + + + + + + +
2012 + + + + + +  
2013 +  + + + + + + + +
2014 +  + + + + + + + +
2015 обзоры за 2015-2016 по запросу info@svcons.ru

ОБЗОР

Сентябрь 2005



В конце августа Правительство России преподнесло связистам очередной сюрприз – утверждены Правила взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность (теперь «рАзыскную» - от слова «разыскивать»).


Документ имеет целью урегулировать сложные отношения между операторами связи, органами, осуществляющими ОРД и Россвязьнадзором. Удалось ли это сделать – тема очередного обзора.

СОРМ


Сначала перечислим действующие ныне и вступающие с 1 января 2005 года нормативные правовые акты, регулирующие эту сферу деятельности:


1. Конституция Российской Федерации.


2. Федеральный закон РФ от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»;


3. Указ Президента РФ от 01.09.1995 № 891 «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств».


4. Постановление правительства РФ от 27.08.2005 № 538 «Правила взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность».


5. Приказ Минсвязи РФ от 25.07.2000 № 130 «О порядке внедрения системы технических средств по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий на сетях телефонной, подвижной и беспроводной связи и персонального радиовызова общего пользования».


В центре нашего внимания, конечно, будут вновь принятые Правила взаимодействия. Предполагалось, что они устранят явные противоречия и неопределенность при взаимодействии операторов связи с органами, осуществляющими ОРД.


Увы, после внимательного прочтения вопросов становится еще больше. Перечислим ключевые положения Правил и проверим их на соответствие другим нормативным правовом актам.


Установлено, что органы федеральной службы безопасности России (ФСБ) являются уполномоченными по взаимодействию с операторами связи при проведении оперативно-разыскных мероприятий (ОРМ), в том числе и в интересах других органов, имеющих право на проведение ОРМ. Если органы ФСБ в конкретном месте (населенном пункте) не имеют оперативно-технических возможностей для проведения ОРМ – осуществление взаимодействия с операторами связи осуществляют органы внутренних дел России (ОВД). Во всяком случае, приоритет у ФСБ.


Правила требуют, чтобы сети связи и средства связи, используемые операторами связи, соответствовали устанавливаемым Мининформсвязи по согласованию с ФСБ требованиям. Очевидно, речь идет о технических требованиях, применяемых при сертификации средств связи. Хотя не исключено появление неких требований общего характера, касающихся построения сетей в целом. На сегодня действуют требования в отношении сетей электросвязи в целом (приказ Госкомсвязи РФ от 20.04.1999 № 70) и в отношении сетей (служб) документальной электросвязи (приказ Госкомсвязи 27.03.1999 № 47).


Из правил вытекает обязанность оператора связи не позднее чем через 60 дней после получения лицензии на оказание услуг связи обратиться в орган ФСБ (видимо, в управление в соответствующем субъекте федерации) с заявлением. О чем заявление - в Правилах не говорится, можно только догадаться, что оператор должен сообщить о получении лицензии и просить об определении уполномоченного подразделения (куратора) по вопросам ОРМ. Это весьма серьезная обязанность, так как ее неисполнение легко может повлечь санкции Россвязьнадзора (предписание, штраф и даже приостановление и аннулирование лицензии).


Правила обязывают оператора связи участвовать в разработке органами ФСБ плана внедрения технических средств для ОРМ на сетях (средствах связи) этого оператора. Следует обратить внимание, что обязанность разработки Плана лежит на органах ФСБ, оператор связи обязан лишь участвовать. В чем выражается участие – не сказано. Очевидно, что это означает предоставление необходимых исходных данных и некое содействие. Вникать же в тонкости организации средств для ОРМ должны сотрудники ФСБ. План должен быть разработан не позднее 3 месяцев с подачи оператором заявления.


Несоблюдение отведенного на разработку Плана трехмесячного срока органами ФСБ должно по идее освобождать оператора от препятствий в отношении начала оказания услуг связи без выполнения требований ОРМ (конечно, если нарушение срока не явилось результатом нарушений со стороны оператора). Напрямую такое освобождение в Правилах не прописано, однако и привлечь оператора к ответственности в таком случае, при правильно выстроенной юридической защите, будет невозможно.


Типовые требования к Плану устанавливаются совместно Мининформсвязи и ФСБ, во всяком случае, в Плане предусматривается срок ввода технических средств ОРМ. В настоящее время действует приказ Минсвязи от 25.07.2000 № 130, который устанавливает общий вид Плана. Видимо, этот приказ будет переработан, как несоответствующий Правилам.


План составляется в трех экземплярах, соответственно для Россвязьнадзора, органа ФСБ и оператора связи. Тройственный союз служит как средством контроля за исполнением Плана, так и информационной основой для планирования деятельности государственных органов.


При вводе оператором связи новых средств (сетей) связи или модернизации существующих, органами ФСБ совместно с оператором связи принимается решение о разработке нового Плана. Правилами не предусмотрены никакие предварительные действия, касающиеся ОРМ, предшествующие вводу в эксплуатацию новых средств (сетей) связи. Отсюда следует формальный вывод о том, что ввод в эксплуатацию новых средств (сетей) связи, как и модернизация существующих, первоначально возможен и без технических средств ОРМ. Хотя, конечно, это не освобождает от обязанности ввода в эксплуатацию технических средств ОРМ впоследствии, в соответствии с новым Планом.


Ввод в эксплуатацию технических средств ОРМ осуществляется приемочной комиссией, состоящей из представителей ФСБ, Россвязьнадзора и оператора связи. Обязанность по вводу в эксплуатацию технических средств лежит на операторе, соответственно он же обязан подготовить условия для приемки и необходимые документы, в частности - акт. Сколько должно быть экземпляров акта и где они должны храниться, в Правилах не указано. Предположительно, что число актов должно соответствовать числу сторон, участвующих в приемке, т.е. три. И храниться они должны, соответственно, у сторон.


Информация, передаваемая с помощью технических средств ОРМ, как и сама организация ОРМ, могут иметь различный уровень секретности, от конфиденциальности до государственной тайны. Данные обстоятельства накладывают на руководство оператора связи обязанность по недопустимости раскрытия приемов ОРМ и самой информации. Это достигается ограничением круга сотрудников, участвующих в обеспечении ОРМ, и получении ими соответствующих допусков.


Правила устанавливают обязательный объем баз данных, к которым в порядке осуществления ОРМ уполномоченные органы должны иметь круглосуточный удаленный доступ.


Базы данных должны содержать следующую информацию об абонентах оператора связи:


1. фамилия, имя, отчество, место жительства и реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, представленные при личном предъявлении абонентом указанного документа, - для абонента-гражданина;


2. наименование (фирменное наименование) юридического лица, его место нахождения, а также список лиц, использующих оконечное оборудование юридического лица, заверенный уполномоченным представителем юридического лица, в котором указаны их фамилии, имена, отчества, места жительства и реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, - для абонента - юридического лица;


3. сведения баз данных о расчетах за оказанные услуги связи, в том числе о соединениях, трафике и платежах абонентов.


Предоставление в базу данных информации по пункту 2 в большинстве случаев окажется невозможным. Дело в том, что предоставлять такую информацию операторам связи его абоненты – юридические лица - не обязаны и, в большинстве случаев, не будут. И даже при предоставлении такой информации, ее актуальность будет сомнительна.


Сомнительна законность предоставления практически постоянного и неограниченного доступа ко всем сведениям обо всех абонентах и предоставленных им услугах связи. Ст. 8 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» допускает получение такой информации, как ограничение конституционных прав человека и гражданина, только по решению суда или мотивированному постановлению руководителя органа, осуществляющего ОРМ, с последующим уведомлением суда. Правилами же предусматривается процедура доступа к информации полностью лишенная как судебного, так и общественного контроля.


Остается неразрешенным вопрос о финансовых обязанностях по реализации СОРМ на сетях и средствах связи операторов связи.


С одной стороны, Правила вполне недвусмысленно возлагают на операторов связи обязанности, сопряженные со значительными финансовыми затратами:


1. Обязанность использовать средства (сети) связи, соответствующие требованиям, предъявляемым при проведении ОРМ. Очевидно, что такие средства будут дороже средств связи, не соответствующих указанным требованиям. Вместе с тем, такое удорожание никак не связано с объемом и качеством услуг, оказываемых операторами связи, а значит, является обязательством, не связанным с основной деятельностью. Более того, эти расходы имеют признаки незаконного налогообложения. С другой стороны, абоненты, опосредованно оплачивая расходы на ОРМ, ставятся в положение оплачивающих расходы, не связанные с получением запрошенных услуг, что противоречит нормам гражданского права.


2. Ввод в эксплуатацию технических средств ОРМ осуществляется оператором связи. Финансовое обеспечение ввода в эксплуатацию, как и дальнейших эксплуатационных расходов, в Правилах не прописано.


3. Поддержание и хранение баз данных в течение трех лет также потребует немалых финансовых издержек.


4. Информационные системы, содержащие базы данных, а также технические средства подключаются оператором связи к пункту управления органа федеральной службы безопасности через точки подключения. Указанные точки подключения в субъекте Российской Федерации определяются органом федеральной службы безопасности. Расходы на такое подключение, особенно имея ввиду размеры некоторых субъектов федерации, будут весьма значительными.


С другой стороны изменение к ст. 19 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» еще более недвусмысленно говорит: «Обеспечение оперативно-розыскной деятельности … относится к расходным обязательствам Российской Федерации…».

Библиотека Бюро «СвязьКонсульт» пополнилась следующими документами:


Постановление правительства РФ от 27.08.2005 № 538 «Об утверждении Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность». Документ является нормативным правовым актом и содержит требования, касающиеся ОРД на сетях связи.


Приказ Мининформсвязи РФ от 29.08.2005 № 102 «Об утверждении Правил применения оконечного оборудования, подключаемого к двухпроводному аналоговому стыку телефонной сети связи общего пользования». Указанный документ является нормативным правовым актом и содержит технические требования, применяемые при проведении сертификации оконечного оборудования и декларирования его соответствия. Документ в первую очередь важен для разработчиков и производителей средств связи.


Внимание! Копии упомянутых в обзоре материалов и документов абонентам можно получить в Бюро бесплатно. Кроме того, Бюро может произвести поиск необходимых вам документов. Обращайтесь по адресу info@svcons.ru.

Бюро “СвязьКонсульт” просит своих абонентов предлагать темы для обзоров и задавать вопросы по адресу – info@svcons.ru.

Также Вы можете воспользоваться информацией, размещенной на

сайте Бюро - www.svcons.ru.

Мы просим своих абонентов воздержаться от распространения обзоров и прочих документов, полученных в рамках договорных отношений.


 

| Главная | Форум | Обзоры | Новости | Библиотека | Статьи | Вся связь Челябинска | Сертификаты | Отзывы | Ссылки |