Сегодня 20.11.2017

 Телеф.:

 (351) 777-06-26
 (351) 266-62-66

 Адрес:

454091,Челябинск, 
 а/я 13063

E-mail:

 info@svcons.ru

Обновление 28.01.2014


Главная


Форум


Обзоры


Новости


Библиотека


Статьи


Вся связь Челябинска


Сертификаты


Отзывы


Ссылки


Обзоры
 

Обзоры Бюро "Связьконсульт", представленные для всеобщего обозрения.

Актуальные обзоры ежемесячно рассылаются Бюро своим абонентам.

Предложение о представлении упомянутых в обзорах документов действительно также только для абонентов Бюро.


год\мес 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001                     + +
2002 +   + + + + + + + + + +
2003 + + + + + + + + +

+
2004   +     + + + + + +
2005   + + + + + + + + +
2006 + + + + +   + + + +   +
2007 + + + + + + + + + +
2008 + + + + +         +
2009 + + +     + +   + + +
2010 +   + +   +     + +    
2011 + +  + + + + + + + +
2012 + + + + + +  
2013 +  + + + + + + + +
2014 +  + + + + + + + +
2015 обзоры за 2015-2016 по запросу info@svcons.ru

ОБЗОР

Бюро “Связьконсульт”

за ноябрь 2002 года

1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

На федеральном уровне:

Постановление Госкомстата России от 3 сентября 2002 г. N 173 “О внесении изменений в формы федерального государственного статистического наблюдения, сбор и обработка статистической информации по которым нецентрализованы в органах государственной статистики” постановляет заменить графу "Код вида деятельности по ОКДП" на графу "Код вида деятельности по ОКВЭД" в кодовой зоне форм федерального государственного статистического наблюдения.

Электронная библиотека Бюро “Связьконсульт” пополнилась следующими документами:

ПОТ РО-45-003-2002 “Правила по охране труда при работах на станциях проводного вещания.”

ТОИ Р-45-082-01 “Типовая инструкция по охране труда кабельщика-спайщика.”

ТОИ Р-45-062-97 “Типовая инструкция по охране труда для операторов связи.”

РД 45.120-2000 “Нормы технологического проектирования. Городские и сельские телефонные сети.”

РД 45.064-99 “Оборудование кабельное оконечное. Общие технические требования.”

РД45.051-99 “Техническая эксплуатация сельских телефонных сетей. Основные положения.”

РД 45.041-01 “Нормы на электрические параметры цифровых каналов и трактов спутниковых систем передачи, организованных с использованием аппаратуры повышения канальной емкости.”

ПОТ РО-45-008-97 “Правила по охране труда на центральных и базовых станциях радиотелефонной связи”.

ПОТ РО-45-007-96 “Правила по охране труда при работах на телефонных станциях и телеграфах”.

ПОТ Р0-45-006-96 “Правила по охране труда при работах на воздушных линиях связи и проводного вещания (радиофикации).”

ПОТ РО-45-005-95 “Правила по охране труда при работах на кабельных линиях связи и проводного вещания (радиофикации).”

ПОТ РО 45-004-94 “Правила по охране труда на радиорелейных линиях связи Минсвязи России.”

ПОТ РО-45-002-94 “Правила по охране труда на радиопредприятиях.”

ВСН 333-93 Инструкция по проектированию. Проводные средства связи и почтовая связь. Производственные здания.”

ВСН 332-93 Инструкция по проектированию электроустановок предприятий и сооружений электросвязи, проводного вещания, радиовещания и телевидения.”

Все эти и другие документы, упоминавшиеся в обзорах, предоставляются абонентам бесплатно.

На местном уровне:

Директором Челябинского филиала электросвязи ОАО "Уралсвязьинформ" назначен Стоянов Виталий Васильевич. Правда еще не утвержден собранием акционеров.

Ввод повременной системы оплаты за телефонные разговоры в г. Челябинске отложен, ориентировочно, до II квартала 2003 года. Одна из причин - несовершенство программного обеспечения.

Контроль над оператором сотовой связи ООО “ЧСС” перешел к шведской фирме “TELE2”. Таким образом у ЧСС появился инвестор для развития сотовой сети GSM-1800.

Челябинский филиал электросвязи ОАО “Уралсвязьинформ” начал подготовительные работы по введению семизначной телефонной нумерации в г. Челябинске.

Внимание ! Копии упомянутых и выделенных в обзоре материалов и документов абонентам можно получить в Бюро “Связьконсульт” бесплатно. Кроме того, Бюро может произвести поиск необходимых Вам документов. Обращайтесь по адресу svcons@mail.ru

Процедура сертификации автоматизированных систем

расчётов с пользователями за услуги электросвязи

(по материалам Испытательной лаборатории ОАО “Ростелеком” www.tl.mmtel.ru)

Сначала об основах рассматриваемой процедуры. В основе основ данной процедуры лежит Закон Российской Федерации “О сертификации продукции и услуг”. Этот закон устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов в Российской Федерации, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации. Понятие сертификации продукции трактуется, как деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям о осуществляется она в целях:

- создания условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

- содействия потребителям в компетентном выборе продукции;

- защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

- контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

Непосредственно, сама система сертификации это система, располагающая собственными правилами процедуры и управления для проведения сертификации соответствия определённого вида продукции услуг или иных объектов. Каждая система сертификации подлежит государственной регистрации в установленном Госстандартом России порядке.

Система сертификации создается государственными органами управления, предприятиями, учреждениями и организациями и представляет собой совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе в соответствии с Законом. В состав участников сертификации входят: центральный орган системы сертификации, орган по сертификации, аккредитованные испытательные лаборатории (центры).

Центральный орган системы сертификации организует, координирует работу и устанавливает правила процедуры и управления в возглавляемой им системе сертификации, рассматривает апелляции заявителей по поводу действий органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров). Орган по сертификации сертифицирует продукцию, выдает сертификаты и лицензии на применение знака соответствия, приостанавливает либо отменяет действие выданных им сертификатов, предоставляет заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции. Испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в установленном соответствующей системой сертификации порядке, осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдают протоколы испытаний для целей сертификации. Аккредитация центра (лаборатории) это официальное признание того, что испытательный центр (лаборатория) правомочен осуществлять конкретные испытания или конкретные типы испытаний в данной системе. Соответственно аккредитованный центр это сертификационная испытательная лаборатория, созданная и функционирующая в составе НИИ и КБ связи, разрабатывающих технические требования, нормативные документы и стандарты на технические средства связи, а аккредитованная лаборатория это испытательная лаборатория, прошедшая аккредитацию.

Конечным результатом процедуры сертификации является сертификат соответствия - документ, оформленный по установленным, в системы сертификации правилам, и указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту, требованиям или другому нормативному документу. И ещё один момент о котором не стоит забывать. Вся сертифицированная продукция подлежит маркированию знаком соответствия при серийном производстве, или маркировочными наклейками в случае наличия продукции в единичном исполнении.

Система сертификации “Электросвязь”* была создана Министерством связи Российской Федерации по правилам установленным в выше приведённым Законом и зарегистрирована в Государственном реестре. Соответственно Министерством связи Российской Федерации является центральным органом (руководящим) по сертификации технических средств связи, органом по сертификации является управление сертификации средств и услуг связи Минсвязи России, а сертификационные испытания проводятся аккредитованным в системе центрами или лабораториями. Основополагающим документом системы сертификации “Электросвязь” являются “Основные положения обязательной сертификации технических средств электросвязи взаимоувязанной сети связи России. Как следует из названия документа данная система находится в зоне обязательной сертификации.

Автоматизированные системы расчётов с пользователями за услуги электросвязи (далее по тексту АСР) вошли в перечень продукции подлежащей соответственно обязательной сертификации в системе “Электросвязь”. В проекте “Руководящий документ по применению сложного оборудования связи на сетях электросвязи, входящих в состав Взаимоувязанной сети связи Российской Федерации на период 1998-2005 гг.” ** АСР отнесены к категории сложного оборудования. Под сложным оборудованием электросвязи (сложным телекоммуникационным оборудованием) в данном проекте понимается сетевое оборудование электросвязи, одновременно отвечающее следующим условиям:

- оборудование предназначено для выполнения как минимум одной из следующих важных сетевых функций: передача сигналов электросвязи, коммутация каналов, сообщений, пакетов, кадров и т.п., межсетевое сопряжение, обеспечение функционирования сетей и систем электросвязи (сигнализация, синхронизация, обеспечение качества передачи сигналов электросвязи и др.), управление сетями электросвязи и их сетевыми элементами, автоматизация взаимодействия с пользователями услуг электросвязи;

- функции назначения реализуются в основном на основе использования специализированного (прикладного) программного обеспечения, независимо от типа носителя, на котором программное обеспечение хранится в процессе работы оборудования.

Совершим небольшой экскурс в историю. Постановление коллегии Госкомсвязи № 13-2 от 22.09.97 является ключевым пунктом рассматриваемого вопроса. Данное постановление аннулировало “Технические требования к опытной зоне для испытания системы централизованных расчётов с абонентами”, приостанавливало с 01.09.97 сертификацию АСР до появления нового нормативного документа определяющего требования к АСР и, самое главное, запрещало использование с 01.01.99 операторами связи не сертифицированных АСР, обращая на это внимание Госсвязьнадзора. Появившиеся, как следствие, “Временные технические требования на систему централизованного расчёта с абонентами за услуги электросвязи” в последствии были заменены общими техническими требованиями “Автоматизированные системы расчётов с пользователями за услуги электросвязи” утверждёнными 16.06.98 г. Госкомсвязи России и действующими на сегодняшний момент. Чуть позже, а именно 30.09.98 была утверждена в Госкомсвязи “Типовая программа и методика сертификационных испытаний автоматизированных систем расчётов с пользователями за услуги электросвязи” редакция 1-98. Ещё позднее вышли “Частные технические требования автоматизированных систем расчёта с пользователями за услуги сетей передачи данных и телематических служб”, утвержденные Госкомсвязи России 23.03.99г. Эти частные технические требования конкретизируют и детализируют требования, изложенные в общих технических требованиях и предназначены для АСР операторов сетей передачи данных и телематических служб общего пользования. Постановление Коллегии вызвало шок у операторов связи. Дело в том, что на момент выхода в свет ОТТ в системе существовало только три организации, которые имели аккредитацию на проведение испытаний АСР. Это сертификационные центры ЛОНИИСа (г. Санкт-Петербург), ОНИЛа (г. Казань) и испытательная лаборатория ОАО “ММТ” (г. Москва) которая в настоящий момент входит в состав ОАО “Ростелеком”. Понятно, что до 01.01.99 провести испытания АСР находящихся у действующих операторов в эксплуатации, а уж тем более у организаций-разработчиков АСР эти три организации были просто не в силах. Выпушенные, в последствии, Госкомсвязи соответствующие приказы, а также увеличение количество аккредитованных лабораторий несколько смягчило остроту ситуации.

В настоящий момент существует достаточно много аккредитованных на данные испытания лабораторий, которые вполне справляются с имеющимися поручениями управления сертификации на проведение испытаний. На этом закончим короткий экскурс в историю и перейдём к рассмотрению процедуры сертификации АСР.

В системе сертификации “Электросвязь” процедура сертификации любой продукции начинается с подачи заявки. Заявка имеет установленную форму, оформляется на бланке организации-заявителя и передаётся в управление сертификации на рассмотрение. В ней, в частности, указывается наименование и вид деятельности организации, ФИО заявителя (руководителя организации), наименование представляемого на сертификацию оборудования, способ его производства. По способу производства изделия подразделяются на единичные, партию единичных и серийные. По виду деятельности заявитель классифицируется соответственно как продавец, производитель или оператор.

Различные сочетание способа производства и вида деятельности организации заявителя приводят к разным последствиям. Последствия заключаются в том, что управление сертификации Минсвязи рассмотрев заявку (срок рассмотрения не более 3-х недель) формирует поручение для назначаемой на проведение испытаний лаборатории, в котором указывается схема проведения испытаний. Одновременно формируется извещение организации-заявителю, в котором указывается назначенная лаборатория и соответственно схема проведения испытаний. Также в поручении и извещении указывается о необходимости заключения договора на проведение испытаний между организацией-заявителем и назначенной лабораторией и договора на проведение инспекционного контроля после проведения испытаний. В том случае, если организация-заявитель является производителем серийной продукции, и именно выпускаемая серийно продукция предъявляется на сертификацию, то управление сертификации Минсвязи назначает ещё одну лабораторию, задача которой заключается в оценке принятой у производителя системы качества производства. Возможно, что это будет одна и также лаборатория. В этом случае у такой лаборатории соответственно должна быть аккредитованной на проведение таких испытаний.

Назначаемая схема сертификации, а в ряде случаев и лаборатория и являются этими последствиями. Схема испытаний, а в системе сертификации их 10 (не включая модификаций) в прямую зависит от комбинации способ производства изделия - вид деятельности организации заявителя. Часто не зная особенностей, а тем более и самих схем испытаний организации-заявители попадают в крайне неудобное положение. Непосредственно, под понятие схема проведения сертификационных испытаний скрывается комбинация двух испытаний - типовые испытания продукции и проверка, и оценка принятой у производителя системы качества производства данного изделия. Типовые испытания это проверка соответствия продукции требованиям нормативных документов. Под проверкой и оценкой принятой у производителя системы качества производства понимается проверка производства на соответствие требованиям ГОСТов серии 9000 (ИСО 9000). В назначаемых схемах типовые испытания присутствуют всегда, а проверка и оценка производства может и отсутствовать, к примеру, для единичных изделий.

Другим подводным камнем является название заявляемого на сертификацию изделия. Если есть необходимость провести сертификацию АСР, а в заявке написано - “Аппаратно-программная платформа”, то встанет вопрос, каким нормативным документам изделие с таким названием должно соответствовать. И может оказаться, что таких нормативных документов не существует, и соответственно возникнет необходимость либо в написании этих требований, что удорожит испытания, либо переоформлять заявку. Избежать подобных эксцессов вполне возможно. Для этого необходимо всего лишь обратится за консультацией в испытательную лабораторию. Специалисты лаборатории рассмотрят все аспекты вставшей перед заявителем проблемы и помогут правильно оформить заявку и оценить все аспекты предстоящей процедуры испытаний. Соответственно, если заявитель сам решит, что испытания лучше провести именно консультирующей его лабораторией, то и этот вопрос может быть решён положительно.

После получения извещения на поданную заявку организация-заявитель обязана в 2-х месячный срок заключить с назначенной для проведения типовых сертификационных испытаний лабораторией. Соответственно, если в назначенной схеме присутствует испытание принятой у производителя системы качества, то назначается вторая лаборатория для проведения таких испытаний, с которой организация-заявитель также должна заключить договор. Возможно назначение одной лаборатории для проведения обоих типов испытаний, если данная лаборатория имеет соответствующие аккредитации. Процедура проверки и оценки системы качества это отдельный вопрос, и хотя у нас по нему накоплен достаточный опыт, в данной статье рассматриваться не будет. Срок, в течение которого заключается договор, в общем, зависит от взаимодействия назначенной или назначенных лабораторий и организации-заявителя. Соответственно, если до подачи заявки в процессе консультаций были оговорены все параметры предстоящих испытаний, то подписание договора проходит быстро, в противном случае сроки не поддаются оценке. Формально, заявка по истечении 2-х месячного срока в случае отсутствия факта заключения договора между лабораторией и организацией-заявителем теряет свою силу и возвращается лабораторией в управление сертификации.

Следующий этап, после заключения договора это проведение сертификационных испытаний. Момент начала сертификационных испытаний определяется условиями прописанными в заключаемом договоре. Для нашей лаборатории таковыми, для примера, могут быть: предоставление эксплуатационной документации, организация рабочего места на территории заявителя или лаборатории, 50% авансовой оплаты договорных работ. Не маловажным фактором является то, что с момента начала испытаний ни в аппаратное, ни в программное обеспечение АСР, не должны вносится изменения, без санкции специалистов которые проводят эти испытания. Этот запрет не касается технологической жизни АСР, то есть можно разрабатывать и вводить в действия новые тарифные планы, регистрировать новых абонентов, пополнять нормативно-справочную базу и т.д. Он касается комплекса аппаратных средств, системного и прикладного программного обеспечения.

Сертификационные типовые испытания проводятся в 2 этапа. На первом этапе проводятся так называемые предварительные (заводские) испытания. Соответственно второй этап это этап линейных испытаний. Заводские испытания проводятся либо на выделенных аппаратных средствах заявителя либо на аппаратных средствах лаборатории. Линейные испытания проводятся на реальной сети электросвязи, то есть непосредственно на территории оператора связи. Если заявитель является производителем и не является оператором связи, то либо производится инсталляция у действующего оператора, с его конечно разрешения, либо этот вопрос решается до подачи заявки.

Для заводских испытаний основными моментами являются формирование стенда для проведения испытаний и определение максимальной абонентской емкости, которую способна обслужить данная АСР. Если первый момент при проведении испытаний единичного изделия, уже находящегося в коммерческой эксплуатации, решается довольно просто, то при испытаниях серийного изделия этот момент требует специальной проработки. Стенд для проведения испытаний серийного изделия, в общем, должен соответствовать заложенной в него концепции сбора и обработки информации, архитектуры построения аппаратных средств. Второй момент также достаточно прост для единичного изделия, уже находящегося в коммерческой эксплуатации. Это предопределяется тем, что уже существует реальная статистика технологического процесса расчётов уже существующей абонентской емкости, существует реальный аппаратно-программный комплекс со своими конкретными техническими характеристиками и СУБД текущего объёма. Для серийного изделия всё складывается не так просто. Во-первых, под заявляемую емкость необходимо создать соответствующую абонентскую базу данных, базу нормативно-справочной информации и, смоделировать поток трафика по обрабатываемым услугам который должен исходить от такого количества абонентов. Во-вторых, используемое при испытаниях аппаратное обеспечение, особенно это касается серверной части подлежит дополнительной оценке. Оценке подлежит производительность используемых аппаратных средств с данным программным обеспечением. Цель - определение или подтверждение предлагаемых организацией-заявителем технических характеристик аппаратных средств которые нужно иметь при работе с данным программным обеспечением на сети с заявляемой абонентской ёмкостью.

С точки зрения информационного обеспечения предварительные испытания проводятся на базе данных контрольного примера, который соответственно должен входить в состав сертифицируемого изделия. Достаточность объема данных контрольного примера анализируется до начала испытаний. Эти данные должны включать в себя данные абонентской и нормативно-справочной базы, массивы потоков сырого трафика и учетных записей по всем услугам, которые может обработать АСР. Вообще-то у организации-заявителя должны быть эталонные распечатки результатов работы АСР при использовании данных контрольного примера. Это значительно упрощает саму процедуру испытаний.

Предварительные испытания заканчиваются оформлением “Протоколов предварительных испытаний” установленной формы. Если в процессе испытаний были выявлены несоответствия, то они, соответственно должны быть устранены. Для нашей лаборатории вопросы остановки испытаний для устранения несоответствий оговариваются заключённым договором на проведение испытаний. Возможен переход на следующий этап испытаний до устранения несоответствий, если по заключению специалистов, которые проводят их они являются не существенными и не влияют на последующие процедуры. После решения всех вопросов по предварительным испытаниям наступает этап линейных испытаний.

Линейные испытания проводятся на реальной базе данных, с использованием части данных контрольного примера. Проверке подлежит аппаратная реализация на соответствие концепции построения, состав системного и прикладного программного обеспечения, перечень обрабатываемых услуг, наличие эксплуатационной документации и многое другое. Здесь одним из основных моментов является проверка возможности АСР обрабатывать заявляемый перечень услуг. Конечно в основном это касается серийно выпускаемых АСР, так как у единичной находящейся в коммерческой эксплуатации обрабатываются все заявляемые услуги. Инсталляция серийно выпускаемой АСР у действующего оператора связи не всегда приводит к решению данного вопроса, так как у него на некоторые услуги просто нет лицензии, и соответственно он их не предоставляет. Выходов здесь два, или проводить дополнительную инсталляцию у следующего действующего оператора связи, который предоставляет недостающие для испытаний услуги, и так до бесконечности, или эмулировать поток данных для недостающих услуг. Данный вопрос, особенно для серийно выпускаемых АСР должен быть в обязательном порядке рассмотрен ещё на этапе заключения договора, а ещё лучше, до подачи заявки.

Так же, как и предварительные испытания, линейные испытания заканчиваются оформлением “Протоколов линейных испытаний” установленной формы. Если в процессе испытаний были выявлены несоответствия, то они, соответственно в обязательном порядке должны быть устранены.

Испытания считаются законченными после устранения всех замечаний выявленных на этапах предварительных и линейных испытаний, и соответственно проверки их устранения. После проверки устранения замечаний лаборатория подготавливает общий “Протокол сертификационных испытаний” и “Заключение по сертификационным испытаниям”.

Параллельно проведению сертификационных испытаний производится разработка технических условий на испытуемое изделие. Технические условия должны быть утверждены заявителем и согласованны Департаментом электросвязи Министерства связи. Процедура разработки, утверждения и согласования технических условий также включается в договор. Наша лаборатория берёт всегда эту процедуру на себя, но организация-заявитель может и самостоятельно это сделать, если она уверена в своих силах.

Если в соответствии со схемой проведения испытаний назначена проверка и оценка принятой у заявителя системы качества производства, то она также идёт параллельно сертификационным испытаниям. Проверка и оценка принятой у заявителя системы качества производства производится по специально разрабатываемой специалистами лаборатории программой-методикой, для каждого конкретно случая, которая утверждается в управлении сертификации.

Сроки проведения сертификационных испытаний индивидуальны для каждой лаборатории. К примеру, для нашей лаборатории он составляет не более 8-ми недель.

Заключительным этапом для лаборатории является подача протоколов и заключения, о которых говорилось выше в управление сертификации на рассмотрение. Прием документов на рассмотрение заканчивается за 10 дней до текущей комиссии и надо отметить, что при этом технические условия на изделия уже должны быть согласованны в департаменте электросвязи. Управление сертификации рассматривает поданный пакет документов и представляет данное изделие на комиссию Министерства связи. Комиссия проходит, как правило, один раз в месяц. В том случае, если проводилась проверка принятой системы качества производства, то все материалы по данным испытаниям должны сдаваться одновременно с материалами по сертификационным испытаниям.

Подачей материалов по результатам проведённых сертификационных испытаний работа лаборатории завершается.

В дальнейшем поданные на комиссию материалы рассматриваются, и принимается решение о выдаче или соответственно не выдаче сертификата соответствия. В случае отрицательного результата указанные недостатки подлежат устранению. При положительном результате начинается процедура изготовления сертификата соответствия. Порядок примерно следующий:

- Управление сертификации подготавливает образец сертификата и передаёт его на изготовление в ССКТБ-ТОМАСС;

- ССКТБ-ТОМАСС изготавливает бланк сертификата соответствия и передает его в управление сертификации Министерства связи на подписание;

- В Министерстве связи сертификат подписывают и возвращают в ССКТБ-ТОМАСС;

- ССКТБ-ТОМАСС по подаваемой заявке выставляет счёт на имя организации оплачивающей сертификат. Оплачивающей организацией может быть либо лаборатория, проводившая испытания, либо сам заявитель. Вопрос кто оплачивает, оговаривается соответственно в договоре.

Срок изготовления сертификата практически не лимитирован и не поддаётся воздействию. По нашему опыту он может составлять от 3-х недель и до 2-х месяцев.

Следующий этап это этап получения сертификата. Выставленный счёт оплачивается. Если оплачивала лаборатория, то по доверенности организации-заявителя сертификат соответствия получается на руки и передаётся представителю организации-заявителя. В противном случае представитель организации-заявителя сам получает сертификат. Только после оплаты сертификат получает номер, и соответственно вносится реестр.

После получения сертификата для единичной АСР необходимо, там же, заказать, оплатить и получить маркировочные наклейки, которые необходимо будет нанести на сертифицированное оборудование в соответствии с ОСТ 45.02-97 "Отраслевая система сертификации. Знак соответствия. Порядок маркирования технических средств электросвязи" (Вводится в действие с 01.01.98). Приказ Госкомсвязи № 218 от 30.12.98 “О маркировании сертифицированной в системе сертификации “Электросвязь” техники связи” особо обращает внимание на маркирование продукции прошедшей сертификацию. Порядок оплаты и получения маркировочных наклеек полностью идентичен процедуре оплаты и получения сертификата соответствия. В случае серийного производства АСР её производитель не приобретает маркировочные наклейки, он получает самостоятельное право на маркирование своей продукции знаком соответствия в соответствии с ОСТ 45.02-97.

На этом шаге весь процесс сертификации полностью заканчивается для организации-заявителя. На сегодня стоимость сертификата порядка 147 долларов, маркировочной наклейки - 15 центов.

После того, так сертификат попал к его владельцу возникает вопрос “Какой срок действия у него?”. Срок действия сертификата соответствия на АСР - три года для единичного изделия. Для производителя также срок действия сертификата соответствия- 3 года. Для продавца сертифицированных АСР - 1 год. Надо отметить, что в нашей практике продавцы АСР не встречались. Есть один интересный момент. В том случае, если оператор связи купил сертифицированную АСР, то для него в соответствии с правилами системы сертификации “Электросвязь” сертификат на АСР становится, в общем-то, бессрочным.

В последнем существует некоторый парадокс. Однако решение его, как нам кажется, кроется в надежде, что производитель не оставит без поддержки свой продукт, а покупатели, соответственно, поддержат его. Механизм инспекционного контроля в какой-то степени должен был бы устранить этот парадокс.

Как следует из срока действия сертификата соответствия, через 3 года последует снова та же процедура сертификации. Чтобы этого избежать необходимо, заключить с лабораторией проводившей испытания договор на инспекцию, кстати, такое указание присутствует в поручении выдаваемого управлением сертификации. Процедура такова - каждый год в течении действия сертификата заявитель сообщает лаборатории о произведённых изменениях в сертифицированном изделии, лаборатория 3 раза за три года проводит ревизию этих изменений составляя своё заключение на данные действия. По окончании срока действия эти материалы передаются в управление сертификации с целью продления действия сертификата. И в случае положительного заключения, он продляется ещё на три года.

В вышесказанном есть некоторое несоответствие, так как в соответствии с “Порядком организации и проведения инспекционного контроля технических средств связи для взаимоувязанной сети связи России” инспекция подразумевает контроль неизменности изделия прошедшего сертификацию. Это, как понятно, не укладывается на взгляды, касающиеся программного, в основном, прикладного обеспечения. АСР больше программно-, чем аппаратно- зависимый продукт. А программное обеспечение наиболее подвижно с точки зрения изменяемости. Уже через полгода, а то и ранее сертифицируемый продукт может изменится до неузнаваемости. На этот процесс влияют как новые версии системного программного обеспечения, так и сами программисты. Понимание этого вопроса существует, и принимаются некоторые действия на устранение такого несоответствия. На третьем совещании-семинаре "Внедрение автоматизированных систем расчетов (АСР)" прошедшего 2-6 июля 2000 г. в г. Петрозаводск было принято решение о восстановлении рабочей группы по АСР под руководством ДЭС Минсвязи России с расширением функций рабочей группы в части вопросов комплексной автоматизации предприятий связи. Так же было отмечено - считать целесообразным изменить схему сертификации операторов - разработчиков единичных биллингов и ввести обязательный инспекционный контроль на весь период действия сертификата соответствия.

Из нормативной документации касающейся вопросов инспекционного контроля на данный момент существует “Типовая программа и методика инспекционного контроля АСР с пользователями за услуги электросвязи”, а так же “Программа и методика инспекционного контроля сертифицированной аппаратуры, работающей в сетях данных общего пользования”.

За время проведения сертификационных испытаний накоплен достаточный опыт оценки готовности заявителя к данной процедуре.

Во-первых, отмечается полное незнание нормативной базы, на соответствие которой будут проводиться сертификационные испытания. Как ни странно, но даже при наличии на руках у заявителя таких документов у него не находится времени на его изучение. Официальные нормативные документы можно свободно приобрести за небольшую стоимость в организации, которая является официальным распространителем таких документов. Незнание нормативной базы, как показывает наша практика - основной источник выявляемых в процессе испытаний несоответствий.

Во-вторых, как следствие первого, часто отсутствует эксплуатационная документация на заявляемое изделие. К таким документам относятся:

Формуляр на изделие;

Общее описание изделия;

Спецификация прикладного программного обеспечения;

Руководства пользователей изделия;

Описание технологического процесса обработки информационных потоков;

Технологические инструкции пользователей;

Руководство администратора;

Инструкция по инсталляции.

Помимо перечисленного, в состав эксплуатационной документации для оператора, а для производителя в состав поставочного комплекта должен входить носитель инсталляционного пакета прикладного программного обеспечения и данных контрольного примера.

В третьих, отсутствие массива данных контрольного примера. В этой ситуации всегда возникает вопрос к разработчику: “Каким образом Вы проверяли правильность работы вашего программного обеспечения? На реальной базе данных?”. Наличие контрольного примера необходимо, так как ряд проводимых манипуляций при сертификационных испытаниях может привести к нарушению целостности информации реальной базы данных.

В четвёртых, очень часто встречаемое нарушение, это нарушение конструкции аппаратных средств. Встречается это, как правило, у автоматизированных мест администраторов. Конечно, это классные специалисты, но эксплуатация аппаратных средств со снятыми защитными кожухами категорически запрещается.

В пятых, на аппаратных средствах должен быть нанесён знак соответствия продукции российскому ГОСТу, иногда также называемый “Знак Ростеста”. Знак наносится на продукцию, подлежащую обязательной сертификации в Системе сертификации ГОСТ Р. Правила нанесения знака и его построение определены документом под названием ГОСТ Р 50460-92. С августа 1999 г. маркирование должно наносится и на персональные компьютеры.

В шестых, общие технические требования трактуют, соответственно, общие требования и это может означать, что некоторые требования не находят реализации в ряде специфических АСР. Но если требование реализовано, то оно должно соответствовать требованиям ОТТ. Например, для платформ компьютерной телефонии, предназначенных для предоставления услуг посредством предоплаченных телефонных карт, нет смысла реализовывать функцию формирования счетов абонентам. В тоже время, в каждой системе реализован пользовательский интерфейс и он должен быть на русском языке и содержать контекстную подсказку. Последнее, при отсутствии эксплуатационной документации приобретает особый вес.

И, наконец, в седьмых. Это касается операторов. Совершенно не понятно, каким образом разработанный Вами программно-аппаратный комплекс был принят в коммерческую эксплуатацию. Проводилось ли предварительное тестирование, была ли опытная эксплуатация. Каких либо документов дающих ответы на эти вопросы у операторов нет.

Перечисленные недостатки представлены, конечно, не в полном объёме, однако они наиболее характерны.

И в заключение хотелось бы отметить следующее:

- Ни лаборатория, ни центр в системе сертификации “Электросвязь” сертификатов соответствия не выдаёт. Результатом работы лаборатории или центром являются протокол сертификационных испытаний и заключение по результатам проведённых испытаний. Соответственно в заключении делается вывод о возможности выдачи сертификата соответствия.

- Ни лаборатория, ни центр не являются карающим органом в связи с выявленными недостатками. Это третья сторона, которая должна провести оценку, сформировать своё мнение и представить его на рассмотрение управления сертификации Минсвязи.

- Необходимо протоколировать результаты тестирования или опытной эксплуатации вновь вводимых как аппаратных, так и программных средств.

Необходимо внимательно изучить требования нормативных документов и при необходимости обратиться за консультацией непосредственно к специалистам в испытательную лабораторию или центр.

Обращаем внимание на то, что это точка зрения специалистов

сертификационной испытательной лаборатории.

* В настоящее время действует система сертификации “Связь”. Положение о системе сертификации средств связи для Взаимоувязанной сети связи Российской Федерации” утверждено Приказом Минсвязи РФ от 10.04.2001 № 118. Хотя надо отметить, что основные принципы сохранены.

** Документ до настоящего времени не действует. Причина - отсутствие регистрации в Минюсте РФ.

ПРОЕКТЫ

Завершено строительство УПАТС Электродного института емкостью 200 номеров. Применено оборудование АТСЭ "М200".

Завершено строительство коммутатора ООО “Агросвязь” в г. Магнитогорске емкостью 1000 номеров.

Завершено строительство АТС емкостью 256 номеров в пос. Аргаяш. Оборудование АТС - АТСЭ “Квант”. Оператор - ОАО “Уралсвязьинформ”.

Завершено строительство АТС емкостью 1000 номеров в пос. Тимирязевский. Оператор - ОАО “Уралсвязьинформ”.

Завершено строительство узла передачи данных и телематических служб (доступ в Интернет) ООО “Трансфер” в г. Озерске.

Ведется строительство АТС ОАО “Уралсвязьинформ” емкостью 3800 номеров в г. Сатка.

Ведется строительство АТС ОАО “Уралсвязьинформ” емкостью 2000 номеров в г. Аша.

Ведется строительство системы беспроводного доступа DECT емкостью 500 номеров в г. Пласт. Оператор - ОАО “Уралсвязьинформ”.

Ведется строительство системы беспроводного доступа DECT емкостью 500 номеров в г. Магнитогорск. Оператор - ОАО “Уралсвязьинформ”.

Ведется расширение АТС-96 в г. Челябинске на 25000 номеров. Оператор - ОАО “Уралсвязьинформ”.

Ведется расширение АТС-23 в г. Магнитогорске на 10000 номеров. Оператор - ОАО “Уралсвязьинформ”.

Ведется строительство АТС-26 в г. Челябинске емкостью 15000 номеров. Оператор - ОАО “Уралсвязьинформ”.

Ведется строительство АТС в г. Миассе емкостью 10000 номеров. Оператор - ОАО “Уралсвязьинформ”.

Начато строительство двух УПАТС ОАО “Автомобильный завод “УРАЛ” в г. Миассе АТС “Alcatel S12” - 3000 номеров и АТС “Coral” - 1000 номеров.

Начато строительство узла телематических служб сети CTN в г. Челябинске. Оператор - ООО “Диалинк” г. Омск. Заявляемые услуги: голосовая почта, факсимильная почта, отправка эл. почты по телефону, электронный офис.

Планируется строительство системы радиодоступа (2,2 ГГц) в г. Челябинске (ОРТПЦ). Оператор - ООО “Про-ТВ” г. Москва.

Завершается строительство УПАТС емкостью 504 номера ФГУП “Государственный ракетный центр” в г. Миассе.

Обращаем Ваше внимание на очень толковую статью “Ликбез по бухучету для компьютерщиков”:

http://computorg.ixbt.com/editorial/accou-1.shtml

http://computorg.ixbt.com/editorial/accou-2.shtml

Бюро “Связьконсульт” просит своих абонентов предлагать темы для обзоров и задавать вопросы по адресу - svcons@mail.ru.

Также Вы можете воспользоваться информацией размещенной на сайте бюро “Связьконсульт”

www.svcons.chel.ru.

Бюро “Связьконсульт” просит своих абонентов воздержаться от распространения обзоров

и прочих документов, полученных в рамках договорных отношений.

 

| Главная | Форум | Обзоры | Новости | Библиотека | Статьи | Вся связь Челябинска | Сертификаты | Отзывы | Ссылки |